Новая атомная война

После Чернобыля атомная энергетика воспринимается однозначно настороженно. Иногда нет-нет, да и задумаешься, что буквально под боком Северной столицы – в Сосновом Бору – находится одна из крупнейших в стране атомных электростанций. Между тем роль этого сектора в жизни Санкт-Петербурга нельзя недооценивать. Начать можно хотя бы с того, что ЛАЭС является основным источником обеспечения города электричеством, а производством оборудования для ей подобных занимаются почти все крупные петербургские заводы. Выходит, что от развития атомной энергетики во многом зависит благосостояние города. Что испытывает отрасль сегодня и какими перспективами она реально обладает, попытался разобраться корреспондент «Версии в Питере».
<z>«Мирный атом» нам дороже</z>
Первая в мире атомная электростанция была введена в строй без малого полвека назад – 27 июня 1954 года, в советском Обнинске. Она была в своем роде экспериментальной. Мощность ее по современным меркам была просто ничтожной – всего около 5 МВт, тогда как крупнейшая АЭС советской постройки – Игналинская – выдает на-гора 4500 МВт. Вслед за появлением первой советской атомной электростанции последовал атомный бум как в СССР, так и в других странах, все мировые державы последовали нашему примеру: в 1956 году построена АЭС в Англии, в 1957 году – в США, в 1958 году – во Франции. Уровень развития атомной электроэнергетики во многом являлся индикатором технологических достижений нации.
Резкое снижение темпов атомного строительства Соединенных Штатов произошло после аварии на АЭС «Три-Майл-Айленд» в штате Пенсильвания в 1979 году. Затем 26 апреля 1986 года произошла катастрофа в Чернобыле, после которой развитие атомной энергетики оказалось под вопросом и в Советском Союзе. В течение какого-то времени казалось, что мирный атом ничуть не благополучнее «немирного», потому что по выбросу только одной из радиоактивных составляющих – цезию-137 – чернобыльская катастрофа равняется тремстам Хиросимам.
Однако в течение последующих десятилетий реального альтернативного источника энергии, который мог бы заменить нефть, газ и уголь и при этом был бы лишен недостатков атомной энергетики, найдено так и не было. Кроме того, современные исследования показывают, что опасность «мирного атома» серьезно преувеличена. Так, например, по данным ООН, атомная энергетика является причиной смерти в 500 раз реже, чем автомобили, она в 1000 раз менее опасна, чем спиртное, и в 1500 раз реже приводит к летальному исходу, чем курение. По своей угрозе для человеческой жизни атомная энергия сравнима лишь с пожарами, катанием на лыжах и... прививками.
В целом история этой отрасли энергетики насчитывает около трехсот радиационных аварий различной степени, но лишь несколько из них являлись действительно крупными: в Уиндскейле (Великобритания, 1957), в Санта-Сюзанна (США, 1959), в штате Айдахо (США, 1961), в Три-Майл-Айленд (США, 1979), в Чернобыле (1986), в Хамме (ФРГ, 1986). При этом большое число жертв выброс радиации повлек за собой лишь в Чернобыле, да и то главной причиной столь большого количества пострадавших стал человеческий фактор.
Сейчас совершенно очевидно, что отказ от атомной энергии невозможен. В общей сложности в начале третьего тысячелетия в строю находится приблизительно четыре с половиной сотни энергоблоков, на которых ежегодно вырабатывается 350 000 МВт, то есть примерно 17% всей электроэнергии в мире. АЭС вырабатывают примерно три четверти электроэнергии во Франции, почти половину требуемого для Швеции, Кореи, примерно треть в Германии и Японии. Около 16% российского электричества также рождается в сердце атомного реактора. Когда страх перед повторением чернобыльской трагедии в целом прошел, в мире началась новая волна развития ядерной энергетики.
<z>А нам-то что?</z>
Сегодня в мире строится 11 энергоблоков на различных атомных электростанциях. Из них пять – российским ЗАО «Атомстройэкспорт», которое принадлежит «Объединенным машиностроительным заводам», слившимся не так давно с «Силовыми машинами». В это гигантское предприятие входят Ижорский завод, ЛМЗ, «Электросила», «Завод турбинных лопаток». Кроме того, в производстве оборудования атомной электростанции участвуют Балтийский и отчасти Кировский заводы. Если говорить совсем коротко, то суть заключается в том, что примерно 80% оборудования энергоблока атомной электростанции производится в Санкт-Петербурге. Дальше еще интереснее. Один энергоблок стоит приблизительно миллиард долларов, 80% которого, соответственно, оказываются в нашем городе. Пустим в ход нехитрую математику: сейчас питерское энергетическое машиностроение строит один реактор для Ирана, по два для Китая и Индии – итого пять миллиардов долларов для России, из которых примерно 4 миллиарда приходятся на Санкт-Петербург.
Тот факт, что сегодня Северная столица строит почти половину атомных электростанций мира, это, безусловно, очень здорово для нашей экономики и политики. Но есть и определенные проблемы. Возведение АЭС – лакомый кусочек для любой страны, поэтому американская компания «Дженерал Электрик» или европейские «Сименс» и «Франатом» с удовольствием заняли бы наше место. Удерживают их пока две главные причины: во-первых, российское оборудование дешевле, во-вторых, те пять энергоблоков, которые почти полностью строятся на российских предприятиях, будут принадлежать странам, в которые как Европейский Союз, так и США стараются атомные технологии не экспортировать.
<z>Умерим оптимизм</z>
Так что не стоит бить себя пяткой в грудь и хвастаться перед всеми превосходством наших атомных технологий. Увы, такая риторика больше подходит советскому прошлому. Стоит посмотреть правде в глаза: современная Россия экспортирует морально устаревшее оборудование для стран, развитие которых вызывает тревогу у Запада. Стоит только политикам Вашингтона и Брюсселя махнуть рукой, и российское доминирование на рынке энергетики Китая, Индии и Иране может очень быстро улетучиться. Для эффективной конкурентной борьбы есть только один нормальный путь – развитие. Для российской атомной энергетики возможны три пути развития, которые мы условно припишем различным странам:
Американский. Не так давно Джордж Буш-младший заявил, что основным направлением развития атомной энергетики США является создание реакторов на быстрых нейтронах. Это качественно новые реакторы, призванные заменить все существующие сегодня. Путь считается самым дорогим, но и самым выгодным в конечном итоге. Многие российские ученые призывают пойти по нему, но отклика от руководства страны пока не слышно.
Европейский. Главным критерием успешности реакторной установки считается ее безопасность. Россия пыталась пойти по этому пути и даже участвовала в тендере на строительство атомной электростанции в Финляндии, но суть российского проекта заключалась в том, что более мощный корпус подвергался меньшим нагрузкам – дорого и неэффективно.
Китайско-индийский. Развивающаяся семимильными шагами экономика этих двух огромных стран требует стремительного увеличения производства электричества, и главное требование, которое они предъявляют к реакторным установкам, это производительность.
Россия пошла по последнему пути. Предполагается, что вместо основного реактора ВВЭР-1000 мощностью миллион киловатт, который идет на экспорт сейчас, через два-три года Ижорский завод станет производить ВВЭР-1500, мощностью, соответственно, полтора миллиона. Особенной надежностью или принципиальной научной новизной этот агрегат отличаться не будет, и ориентирован он главным образом на рынки развивающихся стран.
<z>И что дальше?</z>
Скорее всего, именно этот вопрос задает себе сейчас руководство отрасли. Уже понятно, что создание нового, более мощного реактора в течение двух или трех лет – это вопрос жизни и смерти для российской экономики. И китайская сторона, и индийская, и иранская намереваются продолжить сотрудничество с Россией, но они бы хотели купить уже несколько более мощные энергоблоки, поэтому создание новой реакторной установки, несомненно, принесло бы значительные дивиденды в недалеком будущем. На данном этапе речь идет о возможности построить еще по четыре реактора для Индии и Ирана, не определен пока объем дальнейшего сотрудничества в этой области с Китаем, но вполне реально говорить о таком же, если не большем количестве энергоблоков, однако нужно смотреть чуть дальше, а там пока все туманно. Для эффективной дальнейшей борьбы с западными конкурентами питерские заводы должны создать качественно новый продукт, который пока есть только в очень далеких от жизни проектах. Единственный шанс для развития отрасли – это направить средства, полученные от продажи в развивающиеся страны энергоблоков на основе реакторной установки ВВЭР-1500, на развитие отрасли. Вот только беда в том, что самой этой установки тоже пока еще нет в природе…
<z>Однако…</z>
Что касается ЛАЭС, мощнейшей электростанции России, то там используются старейшие в России реакторы типа РБМК-1000 – такие же, как были в Чернобыле. Первый энергоблок этой электростанции запущен еще в декабре 1973 года, то есть недавно он отпраздновал свой 30-й день рождения. Всего таких реакторов на ЛАЭС четыре – еще одна аналогия с чернобыльской электростанцией.
Факт морального старения и износа оборудования нельзя не воспринимать серьезно. В 1992 году произошла разгерметизация технологического канала с ядерным топливом, в результате которой в окружающую среду был выброшен радиоактивный пар. Теоретически продление сроков эксплуатации оборудования происходит в соответствии с российским законодательством, нашими и зарубежными нормами безопасности, однако это уже срок! Особую актуальность подобные мысли должны приобретать в контексте того, как именно производится ремонт станции. Так, по данным, природоохранной организации Bellona, в 2000 году в результате ремонтных работ в запорно-регулирующем клапане был «забыт» кусок резины, который потом попал в технологические каналы, из-за чего пришлось останавливать реактор. А в 2002 году, по данным той же организации, в ходе ремонта персонал станции совершил подлог и вместо нового оборудования установил старое, оказавшееся неисправным, что чудом не привело к новым авариям. Остается только надеяться, что подобные инциденты не повторятся в будущем.
Даже в Индии, Китае и Иране питерские предприятия возводят гораздо более совершенные технически и более безопасные электростанции, чем та, что работает в Сосновом Бору. В принципе планы модернизации станции существуют, и в будущем находящиеся сейчас в строю энергоблоки будут выведены из эксплуатации и заменены более современным оборудованием. Но сейчас это почему-то не делается.
Сегодня Санкт-Петербург – крупнейший центр атомной энергетики мирового масштаба, где расположены уникальные машиностроительные заводы и одна из самых мощных атомных электростанций мира. Однако все это сказочное богатство досталось городу в наследство от Советского Союза и с тех пор нещадно эксплуатируется без всяких вложений в основные фонды, в научные и технологические разработки. Сегодня позиции питерской промышленности на рынках развивающихся стран непоколебимы, и определенные перспективы у нее будут даже завтра. Но уже послезавтра они будут утрачены и, возможно, безвозвратно, если развитием атомной энергетики не заняться прямо сегодня. От этого зависит будущее Петербурга.
<z>Фото Интерпресс</z>