говорят, что Бертолуччи вспомнил старое

Бертолуччи вновь снял фильм «до шестнадцати», теперь по роману английского журналиста Жильбера Адера «Мечтатели». От уже пожилого маэстро ожидали скандала, тем более что взятый за основу роман изобилует откровенными описаниями. Адер же и выступал в качестве сценариста фильма.
Но, несмотря на то, что половину экранного времени три главных героя проводят голышом, «Мечтатели» получились почти целомудренными. Дело происходит во время парижских событий 68 года. Американский студент Мэттью (Майкл Питт) приезжает на учебу в Париж и на почве одержимости кинематографом заводит дружбу с удивительно красивыми близнецами – Тео (Луи Гаррель) и Изабель (Ева Грин). Дети французского поэта-идеалиста родились, сросшись плечами, и сохраняют степень близости, на первый взгляд, непристойную – спят в одной постели и вместе принимают ванну.
Вскоре Мэттью переезжает к ним и становится свидетелем и участником этой безбашенной жизни. Он пылко влюблен не то в самих близнецов, не то в созданный ими образ. Троица почти не выходит из дома, развлекаясь имитацией эпизодов из любимых кинолент и эротическими забавами. С Мэттью Изабель лишается девственности на кухне, в то время как ее брат невозмутимо жарит омлет. Наивный американец пытается научить свою подругу жить нормальной жизнью – ходить на свидания, обходиться без Тео, но наталкивается на ее недоумение. По-настоящему кроме Тео ей никто не нужен. В это время на улицах то и дело проходят демонстрации, на одной из которых и покидают Мэттью подуставшие от его общества близнецы, ввязавшись в потасовку с полицией.
То, что происходит между тремя молодыми людьми за дверью старой квартиры, гораздо интереснее «уличных» событий парижской весны шестьдесят восьмого года, а перепутавшиеся реальность и кинематография завораживают. Эти трое как будто одновременно проживают несколько историй. Несмотря на имитированную в кадре до мелочей атмосферу семидесятых и «нецензурные» сцены, фильм ничуть не возвращает к «Последнему танго». Герой Брандо был депрессивен и полон желчи, нарушая сексуальные табу, он конфликтовал с жизнью. Юнцы из «Мечтателей», напротив, стремятся к близости, чтобы сильнее ощутить реальность.