Лентьма-3...

<z>Фонарю везде у нас дорога</z>
Предприятие, онеожиданно для себя оказавшееся в эпицентре городского скандала, было создано «с нуля» в 2002 году и, надо сказать, «поднялось» как никакое иное. Причиной тому, надо полагать, все же хороший менеджмент, ибо за такой короткий срок действительно трудно добиться хороших результатов. Сейчас уставный капитал компании – 20 миллионов рублей – полностью оплачен учредителями. А независимыми экспертами бизнес ОАО «Ленсвет» оценивается в 9–12 миллионов долларов.
Уточним, на данный момент компания обслуживает более 125 тысяч источников света, то есть практически все наружное освещение Санкт-Петербурга, за исключением дворовых территорий. Все это хозяйство (осветительные опоры, сети) принадлежит городу, а акционерное общество, лишь арендуя его, осуществляет текущий ремонт, эксплуатацию и контролирует работу оборудования. И чтобы читателю стало окончательно ясно, что из себя представляют подвергшиеся чиновничьему остракизму коммерсанты, приведем несколько цифр. На сегодня штат специалистов ОАО «Ленсвет» составляет 350 человек, а парк спецтехники насчитывает 120 «боевых» единиц. Ежедневно на линию выезжают 70 специальных машин. В обычный день бригады устраняют от 5 до 50 неисправностей, не считая штормов и ураганов, нештатных ситуаций. Добавляют работы «фонарщикам» охотники за цветными металлами и вандалы. Зачастую по халатности дворники при чистке снега с крыш просто сбивают светильники. Отдельная история – это автомобилисты: как уже подсчитано, ежемесячно в городе сбивается от 30 до 40 осветительных опор.
В начале 2003 года в Петербурге прошел очередной тендер на право освещения города. В нем ОАО «Ленсвет» удалось одержать победу, опередив трех конкурентов, и приступить к работе с 1 апреля прошлого года. Затем с компанией был заключен контракт на текущую эксплуатацию установок наруждного освещения в течение первого полугодия 2004 года. Объем заказа за девять месяцев прошлого года составил 192 миллиона рублей, за шесть месяцев 2004-го планируется провести работ на 162 миллиона рублей. Впрочем, мы обещали не касаться скользкой темы, ибо этот договор города и акционерного общества уже стал притчей во языцех... Поэтому лучше продолжим о светлом.
<z>Концессия «Путь к свету»</z>
Образно говоря, сейчас руководящему составу акционерного общества не сидится на «фонарях» спокойно. Не секрет, что «фонарная» инфраструктура, как и вся остальная в 300-летнем городе, требует обновления. Причем не латания дыр, а кардинальной замены. Семьдесят процентов этого хозяйства нуждается в капитальном ремонте и реконструкции. В старых кварталах до сих пор работают фонари 1948 года. Несмотря на то, что ОАО «Ленсвет» пришло едва ли не на развалины бывшего треста, фонарщики умудрились обеспечить текущий ремонт светотехнического оборудования без дополнительных затрат со стороны города. На смену «старью» постепенно, но все же приходят светильники с повышенной светоотдачей и минимальным расходованием электроэнергии. Ртутные лампы заменяются на менее опасные.
Дорого ли обходится Северной столице возможность оставаться светлой даже в зимнюю темень? По словам генерального директора ОАО «Ленсвет» Олега Андреева, чтобы превратить Санкт-Петербург полностью в европейский город с «гениальным» освещением, необходимо вложить порядка полутора миллиардов рублей. Понятно, что при нынешнем состоянии петербургской экономики, это вряд ли осуществимо. Именно поэтому был найден другой вариант: совместно с учеными Санкт-Петербургского научного центра и финансистами в ОАО «Ленсвет» разработан механизм концессии.
По сути концессия – это долгосрочный городской проект эксплуатации системы городского освещения. Срок концессии должен быть достаточно велик: оптимально – 15 лет, которые разбиваются на пятилетки. За первую производятся основные инвестиции, затем – время окупаемости, и только потом происходит получение прибыли. И после окончания концессии Санкт-Петербург получит в собственность новую систему городского освещения. Только вот для этого ОАО «Ленсвет» должно иметь определенные гарантии от властей, согласитесь, как в любом цивилизованном государстве, а не договор на обслуживание сроком на полгода. Который, как показывают последние события, при наличии административного ресурса всегда можно оспорить и даже попытаться расторгнуть в одностороннем порядке без объяснения причин.
На самом деле, на питерской земле подобный механизм уже отработан, и администрация города в иных случаях была только «за». Однако если в данном конфликте победу одержит явно использующий административный ресурс ГУП, то кукиш нам с маслом, а не новые сети. Парадокс заключается в том, что ГУП «Ленсвет» создан и функционирует исключительно для того, чтобы не мешать, а способствовать освещению города. А его работники, числом не более тридцати, при всем желании не только осветить, но и отвечать за работу производственного подразделения, которым является ОАО «Ленсвет», вероятно, не только не могут, но и не должны. Вспомним о незабвенном Макиавелли – принцип разделения властей на сегодня никто не отменял.
<z>Операция «Светлый город»</z>
Петербургские фонарщики в прошлом году отмечали 130 лет со дня появления в Северной столице электрического фонаря, а в этом году – 70 лет с момента образования специализированного треста наружного освещения «Ленсвет». А художественная подсветка появилась в Ленинграде в 1964 году, но в массовом порядке начала применяться лишь на рубеже веков. В данный момент в компании «Ленсвет» над этим трудятся четыре дизайнерские группы, объединенные с подачи Мухинского училища общей идеей. Ими создается единый световой облик Северной столицы. За время проведения программы «Светлый город» работниками компании была установлена подсветка на сорока трех объектах, среди них: 19 мостов, Исаакиевский собор, домик Петра I, здание Артиллерийского университета, Ушаковская транспортная развязка, Адмиралтейская и Дворцовая набережные, набережная Кутузова.
При разработке проекта освещения Троицкого моста было использовано уникальное решение – новое светотехническое оборудование установили на исторические места фонарей. Ко всему прочему, за счет того, что опоры моста не освещены, создается ощущение, будто мост парит в воздухе. Один из самых ярких проектов – это архитектурно-художественное освещение Санкт-Петербургской телебашни. В общей сложности на ней было установлено 510 светильников.
<z>Плевок в лауреата</z>
Похоже, пока ОАО приносит казне города лишь сплошные плюсы. В данный момент компания «Ленсвет» платит за аренду сетей, заботится о техническом состоянии наружного освещения, о внедрении новых технологий, энергосберегающих методик и обеспечении профессионального роста сотрудников. Достаточно вспомнить, что деятельность компани, сейчас поневоле испытывающей на себе скандальную славу, была высоко оценена таким авторитетным российским ученым, как нобелевский лауреат Жорес Алферов.
И еще одна немаловажная деталь. Судя по всему, ОАО «Ленсвет», разумно относится к существованию конкурентной среды. Кроме него на территории Санкт-Петербурга освещением занимается несколько компаний: «Царскосельская энергетическая компания», «Петродворцовые электросети», «Курортэнерго», «Лентеплоснаб». В выигранном ОАО пресловутом тендере, о котором так много говорится, участвовало еще три фирмы, но «ленсветовский» проект позволил сэкономить городу миллионы рублей. Посему ему и было отдано первенство, кстати говоря, ГУП «Ленсвет» в этом тендере вообще не участвовал.
Наконец, вернемся к разговору об экономике. Коммерсанты, которых так активно невзлюбили в комитете по энергетике, между прочим получают технику с торжковского завода «Пожтехника», тем самым всячески поддерживая отечественного производителя. В то же время есть сведения, что фирмы, которым будет передано обслуживание городских фонарей, в случае если ОАО уберут с рынка, уже выбивают льготные кредиты на закупку спецмашин у финских фирм. Уж не господин ли Виролайнен, столь активно участвовавший в конфликте, лоббирует интересы финских соседей?
Где же справедливость, спросите вы? Да черт с ней, справедливостью. Где, в конце концов, логика? В прошлом году ОАО «Ленсвет» стало лауреатом конкурса «Российский светодизайн-2003» за комплекс работ по архитектурно-художественному освещению к 300-летию Санкт-Петербурга. В феврале этого года генеральный директор компании Олег Андреев получил почетный знак «Лидер российской экономики», который вручается за активную деятельность по реализации принципов устойчивого экономического развития. Подобными лауреатами в свое время стали Юрий Лужков, Алексей Кудрин, Алексей Миллер. Остается только недоумевать, почему вскоре после награждения уже в родном Петербурге «лидер экономики» не получает поддержки от городских властей в лице комитета по энергетике? Где логика, где смысл?..
<z>История свидетельствует, что в нашем городе было два «беспросветных» периода, когда фонарное хозяйство приходило в полный упадок: 1920–1922 годы и в Ленинградскую блокаду. Может быть, кто-то придерживается мнения, что Бог все же любит троицу и считает, что пришло время третьего «темного» периода... Не факт, что жители города, привыкнув к хорошему, согласятся на худшее. И нужны ли горожанам чиновники, желающие погрузить город во тьму?</z>