Лучший друг бомжей

<z>Неприкосновенный Цецхладзе</z>
Вы будете смеяться, но с недавних пор нелегально приехавшим в Россию иностранным гражданам очень выгодно не иметь при себе паспорта. Скажи мне кто-нибудь это еще неделю назад, я бы предложил ему опохмелиться или вызвать психиатра. Однако российская жизнь, как обычно, оказалась круче любых грез помраченного сознания.
Началось все с сущей ерунды. Микроавтобус «Форд-Транзит» лихо подрезал проезжавшие по питерской площади Искусств «жигули», изрядно помял им бок и на полном ходу скрылся с места происшествия. Несмотря на проявленную смекалку, остаться безнаказанным водителю «Форда» не удалось. Нашлось достаточно свидетелей, запомнивших его номер, и 22 января нынешнего года мировой судья 199-го участка Центрального района В.В. Меньшиков лишил водителя «Форда» З.Д. Цецхладзе прав водить машину сроком на полгода. Гражданин Цецхладзе с решением не согласился и пожаловался в федеральный суд Дзержинского района. Судья А.П. Шибаков, как и положено, обратился к документам жалобщика и, увидев, чем любитель «фордов» удостоверяет свою личность, несколько прибалдел.
Согласно действующему законодательству, удостоверение беженца, в роли которого выступал Цецхладзе, выдается федеральной миграционной службой. На его первой странице имеется голографический знак с надписью «ФМС РОССИИ IMIGRATION CONTROL», а внутри соответствующая печать. Наконец, самой характерной особенностью является место для отпечатка большого пальца правой руки, который проставляется там в случае неграмотности владельца или отсутствия у него документов, удостоверяющих личность.
Здесь же перед глазами пораженного Андрея Павловича предстало нечто неописуемое. На предъявленной бумажке не имелось ни голограммы, ни места для отпечатка пальца, ни вообще каких-либо упоминаний о миграционной службе. Выданная некой мифической «Комиссией по регистрации беженцев из стран ближнего зарубежья» филькина грамота сообщала о временной регистрации Цецхладзе в Москве по адресу: Санкт-Петербург (!), Земской переулок, дом 8, корпус 2, квартира 245. Прибыл к нам Заза Джамалович, судя по «удостоверению», из Сухуми, а согласно своим же водительским правам – из Кобулети. Весьма впечатляла и графа «профессия», где значилась загадочная фраза «с правом трудоустройства», а завершалось все воистину булгаковским «БЕЖЕНЕЦ – ЛИЦО НЕПРИКОСНОВЕННОЕ».
<z>Тайна 78-го отдела</z>
Происходи все лет двадцать назад, можно было бы только посмеяться над незадачливым кавказским гостем, свалившимся в Питер словно из популярного анекдота («Гражданин, почему вы едете на «Волге», а права предъявляете на управление самолетом?» – «Э, дарагой, какые были, такые купыл!»). Однако сейчас на дворе несколько другие времена. И хотя до сего момента теракты обходили наш город стороной, после недвусмысленных заявлений бывшего лидера чеченской общины Петербурга Дени Тэпса пренебрегать угрозой визита шахидов на невские берега вряд ли стоило. Поэтому, грамотно сориентировавшись в обстановке, судья немедленно позвонил в 78-й отдел милиции и попросил выслать наряд для задержания столь подозрительного субъекта.
К назначенному времени милиционеры прибыли в зал суда и отвезли водителя «форда» выяснять личность. Вслед за ними, по словам очевидцев, немедленно отправилась группа соотечественников задержанного (причем главный из них, не особо скрываясь, принимал от прочих упитанные пачки купюр). И хотя с последующим освобождением уважаемого Зазы Джамаловича и возвратом ему «удостоверения» эта милая жанровая сценка никак не связана, мне очень захотелось узнать некоторые подробности.
Но, позвонив в 78-й отдел, я так и не смог выяснить, на каком основании дежуривший тогда сотрудник отдал Цецхладзе его явно липовую бумажонку. Кроме того, до сих пор не ясно, почему, узрев подобный «документ», товарищи не соизволили либо возбудить уголовное дело, либо озаботить фактом цецхладзевского проживания в Питере управление паспортно-визовой службы. Однако, как оказалось, отпустив Зазу Джамаловича, в отделении поступили совершенно законно. Случись это хотя бы 5 февраля нынешнего года, дело другое, а так блюстители порядка всего лишь выполняли волю главы государства, который 6 февраля издал Указ №150, отменивший Указ президента РФ за №1815 от 2 ноября 1993 года.
Между тем отмененный указ как раз позволял задерживать лиц, занимающихся бродяжничеством, на срок до десяти суток. А поскольку наш сухумско-кобулетский друг находился в Петербурге без работы, прописки, российского гражданства и нормального удостоверения беженца, задержать его как бродягу до 6 февраля можно было с полным основанием. Как и любого другого гражданина, предъявляющего в качестве документа явную липу, а реально приехавшего, скажем, с планом взорвать, например, Мюзик-холл.
<z>Президент ответит за всё</z>
Теперь же подобной публике у нас не жизнь, а малина. Не надо даже возиться с получением паспорта или подлинного удостоверения беженца, которое только помешает оставаться неприкосновенным бродягой. Наоборот, спрячь паспорт подальше, выпиши себе вместо него какую-нибудь фигню и делай чего вздумается. Хоть чужие «жигули» тарань, хоть концертные залы минируй!
Лично мне представляется, что злополучный указ появился с подачи задвинутых на правах человека евродармоедов типа ПАСЕ или ОБСЕ. Однако, возможно, и они ни при чем, а просто недоработал какой-нибудь клерк из президентской администрации. Да вот только после того как на бумажке появилась виза главы государства, это уже никому не интересно.
Теперь, случись чего, и виновным же в глазах населения окажутся не чиновники с правозащитниками. Отвечать будет лично Владимир Владимирович Путин, фактически повесивший на старательных ментов пудовую гирю, а нерадивым – выписавший индульгенцию на разгильдяйство. И если Сталину подхалимы в свое время присваивали звания типа «Лучший друг пионеров», то как будут называть нашего президента после указа №150? Хорошо, если только «Лучший друг бродяг и бомжей», а не «Покровитель террористов»!
А посему хочется пожелать уважаемому Владимиру Владимировичу перед подписанием указов их иногда и читать. Иначе поневоле возникают нездоровые ассоциации с фольклорным царским чиновником, не глядя подмахнувшим подсунутый зловредным подчиненным текст «Прошу уволить меня с занимаемой должности, поскольку я старый дурак и давно ничего не соображаю».