Запретная «зелёнка»

<z>В Весёлом Посёлке жить станет еще «веселее»</z>
Вдоль нечетной стороны улицы Дыбенко течет речка Оккервиль. Вокруг нее расположился местный парк, где жители района с удовольствием проводят свободное время. Но, похоже, этому невинному времяпрепровождению пришел конец. По всему выходит, что администрация Невского района отдала участок под очередное строительство. Один из местных жителей поведал корреспонденту «Версии в Питере», что недели три назад приехала группа людей, расставила колышки и огородила территорию ленточкой. Затем появилась техника и стала выкорчевывать деревья. «аборигены» говорят, что ни объявления о проектах строительства, ни, тем более, обсуждения существующих планов, конечно же, не было.
По словам того же источника, это уже не первый случай: «Еще в прошлом году уже на четной стороне улицы Дыбенко также без предварительного обсуждения выкорчевали добрую часть еще одной парковой зоны».
Нападки на данный парк идут уже не первый год. Чуть ранее на его территории была построена платная стоянка автомобилей. Строителям парковки вменялось в обязанность «облагородить» территорию, что ограничилось высеванием травы.
Что же касается деревьев, то они явно не вписываются в ландшафт будущей застройки. Впрочем, часть парка в истоках речки Оккервиль еще можно спасти, если «навалиться всем миром». Более чудовищное варварство было осуществлено «нерушимым блоком» чиновников и застройщиков в районе улицы Коллонтай. Там, с легкой руки власть имущих, был уничтожен целый сосновый лес, существовавший еще в эпоху зарождения Петербурга.
<z>«Мы к вам, профессор, и вот по какому делу…»</z>
Палитра выступлений современных чиновников по этому поводу не отличается логичностью. Еще осенью прошлого года губернатор Петербурга заявляла, что возможности уплотнительной застройки в Петербурге исчерпаны. Да и в начале текущего года позиция Смольного была непоколебима, но со второй половины марта она изменилась на диаметрально противоположную. «Уплотнительная застройка – вынужденная мера, и нам придется до 2005 года продолжить эту практику», – заявила Валентина Матвиенко перед общественным советом Петербурга 24 марта, через 10 дней после выборов президента.
Невольно приходишь к выводу, что машину уничтожения и парков, и вообще жизненного пространства петербуржцев запустили по новой. И неудивительно. Сегодня неофициально 1 гектар в Петербурге стоит
1 млн. долларов. В то же время, по словам Ивана Старикова, председателя комитета по аграрно-продовольственной политике Совета Федерации, теневой оборот земли, связанный с расширением городской черты и прочими махинациями, составляет 10 млрд. долларов. И это только один из ручейков, по которым и речка Оккервиль, и многие другие территории в конечном итоге лишаются окружения из зеленых насаждений.
Сегодня правительство города поставило задачу удвоения не только ВВП, но и темпов строительства. К 2007 году по этим планам намечается построить около 3 миллионов квадратных метров. Вопрос лишь в том, где найти место подо все это.
<z>«Сытный кусок» на Сердобольской</z>
Еще один эпизод в борьбе строители против природы – судьба бывшего пионерского парка им. Гагарина, который, по словам его нынешних обитателей, вскоре могут закатать в бетон. Сейчас здесь, на Сердобольской, 12, расположен автогородок для школьников, официально именуемый Центром безопасности дорожного движения «Автоград».
Это фактически единственный методический центр, в котором серьезно разрабатывается данная тематика. Сюда может прийти любой школьник и бесплатно научиться грамотному вождению машин, картов, мотоциклов, велосипедов и т.д. А качественная подготовка невозможна без техники и специально оборудованных площадей. А если учитывать, что учреждение обеспечивается из государственной казны, можно догадаться, с каким трудом работники Центра безопасности создавали площадку на Сердобольской. Сегодня эта территория представляет имитацию части городского пространства с дорогами, железнодорожными переездами, светофорами и т.д.
Однако эта благоустроенная площадь, похоже, представляет лакомый кусочек для предприимчивых людей. Сотрудники Центра жалуются, что их пытаются выселить. По словам директора Елены Свахчян, на месте «Автограда» планируется построить супермаркет и автостоянку. Елена утверждает, что инициатива якобы исходит главным образом от руководства авторемонтного завода, расположенного по соседству. Как рассказывает Свахчян, генеральный директор ОАО «СПАРЗ №2» Сергей Быков предложил Детскому центру альтернативу: переехать в помещение на территории завода или получить компенсацию. Правда, корреспондента «Версии в Питере» господин Быков уверял, что знать не знает ни о самом парке, ни о планах его застройки.
К счастью, в данном случае до каких-либо действий не дошло. По словам главного специалиста организационного отдела администрации Приморского района Ирины Николаевой, никаких документов в территориальное управление не поступало, и данная тема не обсуждалась вовсе.
На первый взгляд выходит, что руководители «Автограда» беспокоятся понапрасну, и все происходящее – плод их воображения. Однако опыт показывает, что в подобных делах дым без огня появляется редко. В феврале этого года вышло постановление администрации Санкт-Петербурга главам территориальных управлений об оказании содействия «развитию системы дополнительного образования в части создания автогородков и юношеских автошкол, клубов и т.д.». Но для чиновников не редкость, с одной стороны, говорить о детском травматизме, преступности, наркомании, скинхедах, а с другой – перекрывать кислород тем, кто пытается этому противостоять.
Если верить региональной программе по обеспечению безопасности на 2003–2005 гг., на реконструкцию площадки «Автоград» власти должны выделить 24 млн. рублей. Готов и проект реконструкции. Однако когда это случится – одному богу известно. Сейчас сотрудники Детского центра серьезно обеспокоены проблемой возможного «переселения» – слишком высока вероятность прекращения их деятельности. Комитет по образованию намерен отозваться на решение администрации Приморского района, если такое появится, категорическим отказом. Вот только даст ли это какие-либо плоды?