Уйти Лысюка–2

Этим вопросом наша газета задавалась месяц назад («Версия в Питере», 19.04.2004). Оказалось, что действительность богаче самых смелых журналистских фантазий. Строя прогнозы по развитию ситуации в Ленинградской федерации профсоюзов, мы считали маловероятным вариант, при котором нынешний ее руководитель Гарри Лысюк, подвергавшийся в последнее время острейшей критике в среде профсоюзного актива и на страницах СМИ, изберет позу «героя-спартанца» и пожелает «стоять до последнего». Но это произошло.
24 мая группа руководителей крупнейших отраслевых профсоюзов Петербурга публично потребовала его отставки в ходе рабочего совещания в здании на площади Труда. Поводом для этого стало заключение ревизионной комиссии ЛФП по итогам проверки за 2003 год.
Даже официальные итоги ревизии произвели на профактив тяжелейшее впечатление. Выявлено значительное количество нарушений Устава, превышений Лысюком служебных полномочий, а также эпизодов халатности, нанесших, по мнению проверяющих, более чем существенный материальный ущерб профсоюзам. В течение последних двух лет Гарри Лысюк, как считают его критики, практически перестал считаться с президиумом ЛФП, комиссией по собственности, ревизионной комиссией и т.д. и единолично принимает решения, вызывающие серьезнейшие нарекания коллег.
Наблюдатели полагают, что в акте ревизии указаны далеко не самые серьезные из допущенных Лысюком нарушений. Хотя и в том, что опубликовано, по мнению профактива, оснований для его снятия с должности более чем достаточно. Реальные же претензии к Лысюку, как говорят, основаны на значительно более «криминальных» эпизодах. В первую очередь это относится к ситуации вокруг Дворца культуры им. Кирова, вокруг которого Лысюком развернута весьма своеобразная «деятельность». В профсоюзных кругах активно говорят о том, что в результате объявленного тендера дворец фактически уже передан или вот-вот перейдет в собственность некоей никому не известной фирме, владельцем которой является никому не известное физическое лицо, и передача эта будто бы произойдет по символической цене. Если Лысюку не удастся реализовать эту сделку, то он, как полагают профлидеры, будет стремиться заморозить существующую ситуацию. Сейчас дворец находится в руках весьма одиозной структуры «Петропрофинвест». Последняя, по мнению экспертов, извлекает в настоящее время от пересдачи помещений многострадального дворца в субаренду суммы порядка 50 000 долларов в месяц. В профсоюзной среде считают, что с этой организацией тесно связан сын Гарри Андреевича.
Второй проблемной для репутации профсоюзов темой, как известно, является участок профсоюзной земли во дворе Дворца культуры им. Ленсовета, который, по некоторым данным, приобретен у профсоюзов одной известной питерской фирмой за сумму, заниженную, по мнению экспертов, примерно на 300 000 долларов.
Третий круг болезненных вопросов возникает в связи с утратой ЛФП контроля над семью гектарами земли в районе телебашни, оцениваемыми сегодня по городским расценкам приблизительно в 14 000 000 долларов США.
Большое раздражение в президиуме ЛФП вызывают и слухи о бесконтрольном подписании Гарри Андреевичем целого ряда документов по собственности, якобы состоявшемся в последние недели. Эта информация «по секрету» получена из его аппарата. Считается, что Лысюк подписал ряд документов по безвозмездной передаче городу яхт-клуба и профсоюзной доли в ряде других объектов. Версии этой профбоссы верят, но проверить не могут. В отсутствие достоверной информации предполагают, что Лысюк заплатил городу профсоюзной собственностью в обмен на политическое решение о подписании трехстороннего соглашения. Соответствует ли это действительности, доподлинно не известно, но сами разговоры, циркулирующие в профсоюзной среде, усиливают напряженность вокруг председателя. В результате профлидеры видят в Гарри Андреевиче непредсказуемого и неуправляемого человека, который в ситуации приближающегося краха принимает тайные решения, чреватые тяжелейшими последствиями для ЛФП. В кулуарах дворца труда все чаще звучит словосочетание «предатель профдвижения».
В этой ситуации Лысюк пошел ва-банк, отвергнув требования о своей отставке и поручив аппарату ЛФП, как сообщают наши источники, «собирать досье на отраслевые профсоюзы».
Недоброжелатели считают, что Лысюк попал в тупиковую ситуацию, загнан в угол и не имеет возможности подать в отставку. В среде профлидеров активно циркулирует тревожащая их информация о том, что якобы председатель ЛФП попал в зависимость от некой мощной полулегальной структуры, специализирующейся на захвате коммерческих предприятий. И эта структура теперь не позволяет ему покинуть «поле боя». На эту версию работает и избиение 70-летнего Лысюка, происшедшее недавно в подъезде его дома во Фрунзенском районе, о чем сообщали многие СМИ. Если связи Лысюка с этой организацией получат официальное подтверждение, то ЛФП окажется полностью и окончательно дискредитированной и де-факто сойдет с политической арены.
Развязка событий, решающих судьбу не только лично Лысюка, но и региональных профсоюзов, произойдет, по всей видимости, 24 июня. На этот день запланировано заседание Совета ЛФП. Если Гарри Андреевичу не удастся сорвать это мероприятие, то следует ожидать столкновения между сторонниками и противниками одиозного председателя.
Известно, что Лысюк располагает в Совете немалой группой «прикормленных» профлидеров. В основном это представители малочисленных организаций, которым председатель, по слухам, создал особые условия – годами не требует от них членских взносов, позволяет зарабатывать на пересдаче помещений во Дворце Труда, таскает с собой в зарубежные поездки за счет других членских организаций.
В оппозиции – лидеры крупнейших профобъединений региона, которым в случае «раскрутки» и предания гласности сомнительных деяний Лысюка грозит массовый развал первичных организаций.
Общий политический расклад вокруг ЛФП для Лысюка чрезвычайно неблагоприятен. Последняя первомайская демонстрация показала, что ни одно сколь-нибудь влиятельное политическое движение не желает стоять с Лысюком в одном строю или идти в одной колонне. Гарри Андреевич умудрился испортить отношения со всеми сколь-нибудь серьезными персонами, способными повлиять на ситуацию, – от председателя российских профсоюзов Михаила Шмакова до ректора профсоюзного университета Александра Запесоцкого.
Таким образом, уход Лысюка становится неотвратимой реальностью уже в ближайшее время. Весь вопрос, сколько грязного белья вывалится наружу в процессе его изгнания и кто в итоге займет место председателя. А реальных претендентов немало. Весьма активно обсуждается кандидатура главы российского профсоюза машиностроителей Геннадия Трудова, по слухам, собирающегося вернуться из Москвы. Не меньшие шансы имеют некоторые высокопоставленные чиновники, работавшие ранее в петербургских профсоюзах. С другой стороны, серьезно заявили о себе руководители крупных первичек – Виталий Артюхин (ЛМЗ), Александр Зайцев (ЛАЭС), Сергей Пантелеев (Кировский завод). Все они обладают большим опытом, значительным авторитетом и заслуживающими внимания результатами работы. Вполне возможно, что Президиум ЛФП выдвинет нового лидера из своих рядов. Чаще всего в этой связи называются имена горнометаллургического профбосса Юрия Стрелкова, Нины Леонтьевой, главы профсоюза работников ЖКХ и Юрия Соколова из оборонной промышленности. Утверждается, что последний развил в настоящее время наибольшую активность по сплочению своих сторонников. Между тем аналитики считают, что наиболее обоснованными могли бы быть претензии на руководство ЛФП председателей двух крупнейших членских организаций: Владимира Кузнецова из профсоюза работников народного образования и науки и Владимира Дмитриева из медицинского профсоюза. За спинами этих двух профлидеров – более половины всех членов профсоюзов, входящих в ЛФП. Однако амбиции Кузнецова и Дмитриева пока не обозначены публично.
Как бы то ни было, но осень на площади Труда начнется при новом хозяине.