Паспортизация абсурда

Причем проблемы зачастую создаются на пустом месте. В самом лучшем случае человек может потерять время в очередях и беготне по архивам. Одна из сотрудниц редакции «Версии в Питере», обменяв без проблем собственный паспорт, вынуждена была потратить почти полную рабочую неделю на оформление вкладышей детям. Только что полученный документ матери, выданный одним из паспортных столов Кировского района Петербурга, вопреки требованиям закона, перестал являться основанием для выдачи документов, подтверждающих гражданство детей. И, по сути, пришлось собирать все справки по новой.
Однако бывают ситуации и похуже. Два года назад, когда затевали массовый обмен серпастого-молоткастого, многие предрекали, что первыми «под раздачу» попадут беженцы и вынужденные переселенцы.
<z>Неграждан просят не беспокоиться</z>
История Наташи Дроздовой – лишнее тому подтверждение. Она переехала с родителями из Душанбе в Тверскую область еще в 1990 году. Семья обосновалась в Вышнем Волочке, Наталья работала в местной музыкальной школе. Через два года приехала поступать в петербургский педагогический институт им. Герцена, с успехом его закончила, осталась работать. Еще через какое-то время вышла замуж и при смене фамилии получила в паспорте штамп: «Владелец паспорта является гражданином Российский Федерации на основании статьи 13 ч. 1 закона РСФСР «О Гражданстве РСФСР» от 28 ноября 1991 года». По закону, этого вполне достаточно, чтобы в будущем не иметь проблем. Так по наивности считала и Наталья. Столь же неискушенными выглядят теперь те, кто прописал положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства. Согласно этому документу, тому, кто имеет на руках паспорт с соответствующим штампом, не надо доказывать, что он является гражданином РФ.
Однако не тут-то было. В паспортном столе 39-го отдела милиции Петербурга посчитали по-другому. Для начала заявление с просьбой об обмене продержали месяц. И только когда Дроздова явилась за новым паспортом, выяснилось, что ей зачем-то необходимо подтвердить еще и факт проживания в России на 6 февраля 1992 года. Вопреки закону, паспортный стол не удовлетворил штамп в прежнем документе Натальи.
<z>А в ответ – тишина</z>
Почему милицейско-бюрократическая машина решила «отдохнуть» именно на Дроздовой, остается загадкой. Впрочем, есть одно предположение на этот счет. Ходят слухи, что не так давно между двумя силовыми ведомствами, теми, кого в народе называют «младшими» и «старшими» братьями, якобы был заключен негласный договор о проверке максимального количества людей. Возможно, Дроздова просто попала под чью-то горячую руку.
Но ей, как вы понимаете, от этого не легче. Еще в прошлом году в Вышний Волочек питерским отделом милиции был отправлен запрос, однако официального ответа оттуда нет по сей день.
Самое парадоксальное в этой истории то, что Наташины родители и две младшие сестры, жившие вместе с ней в Вышнем Волочке, паспорта обменяли без проблем.
Дальше все развивалось по уже не раз отработанному чиновничьему сценарию. В Вышнем Волочке утверждают, что ответ выслали, в Питере уверяют, что его не получали. Ответ исчез, и со всех взятки гладки. Однако из телефонного разговора с паспортисткой местного ЖЭКа наша героиня уяснила, что ответ изначально был отрицательным. Вышневолоцкая контора не могла подтвердить необходимые сведения по одной простой причине. Семья Наташи была прописана в частном доме, где жильцов регистрируют в специальные домовые книги, и вся ответственность за законность сведений лежит только на хозяине дома. Архивы же самой паспортной службы то ли сгорели, то ли случилось что-то еще.
<z>Ваши права – ваши проблемы</z>
Потеряв терпение, Дроздова попыталась, как и положено, обратиться в суд. Тем более что недавно она получила на руки необходимый письменный отказ из милиции. Сей документ по уровню дебильности достоин того, чтобы процитировать его полностью. «Ваше заявление о документировании паспортом гражданина Российской Федерации рассмотрено. Для установления факта постоянного проживания на территории Российской федерации с августа 1990 года по настоящее время Вы вправе обратиться в Федеральный суд на основании п. 9. ст. 274 ГПК РФ. Начальник 39 отделения милиции Санкт-Петербурга Цабиев А.Ю.».
А Федеральный колпинский суд отказал в рассмотрении заявления, сославшись на то, что девушка ничем не может доказать невозможность получения необходимых справок из провинции официальным путем.
Буквально в конце прошлой недели родители Дроздовой попытались самостоятельно привезти заверенные в вышневолоцкой ПВС выписки из домовых книг. Однако местная чиновница, без чьей визы документы не примут в Питере, наотрез отказалась выдавать выписки на руки – только почтой. А дойдет пакет или опять потеряется, никого ровным счетом не волнует.
Круг замкнулся. Остались только вопросы и бесконечная головная боль – как выходить из подобных ситуаций? Почему непреодолимым Рубиконом для многих стала дата 6 февраля 1992 года? Сотрудники паспортных столов объясняют это требование тем, что в лихое десятилетие, фактически с момента развала Советского Союза, получить паспорт и стать гражданином России за определенную мзду не составляло никакого труда. А можно было обойтись и вовсе без подношений, предоставив, к примеру, поддельную справку. И именно для того, чтобы выявить людей, проживающих на территории страны незаконно, теперь с некоторых требуют чуть ли не чемодан бумаг. Складывается совершенно абсурдная ситуация. С одной стороны, ни для кого не секрет, что существуют специальные милицейские базы данных, по которым любого человека можно «пробить». Зачем тогда нужны справки? С другой – эти самые базы формируются в том числе и на основании тех же, возможно, незаконно выданных, паспортов, поддельных справок и т.д. Не верить им? Но в таком случае весь смысл поиска поддельных справок, вкладышей, штампов становится фикцией.
Если за этим не стоит что-то другое. Первое, что приходит в голову, – сбор штрафов за пользование недействительным паспортом. Кому, как не местным отделам милиции, знать, кто на подведомственной территории не смог по той или иной причине сменить паспорта? Далеко не все горожане знают о том, что действие старого паспорта продлено в очередной раз. Подавляющему большинству не известно и Определение Верховного суда России от 4 ноября 2003 года №KАСОЗ-52. Исходя из его текста, получается, что сроки обмена паспортов вообще адресованы только МВД РФ. Положение об обмене не регулирует сроки действия самих паспортов и не возлагает каких-либо обязанностей на граждан. Если сказать проще, то нет ни одного официального документа, отменяющего старый паспорт как удостоверение личности, и любая попытка милиции штрафануть нарушителя будет незаконной.
Впрочем, видимо, этого Определения не знают не только простые обыватели, но и судьи. На вопрос героини этого материала, каким образом ее заявление в суде будет рассматриваться, если к моменту заседания паспорт уже будет недействителен, она получила ответ: «А это не наши проблемы».