"Новости малого бизнеса": Ближайшее будущее бизнеса туманно – эксперт

Сферу услуг ждет очередной отток клиентов. Туристический бизнес тоже ничего хорошего не ждет. Выиграют только те, кто связан с пандемией. Рассуждает эксперт по вопросу о введении QR-кодов.


Как известно, в настоящее время разрабатываются законопроекты о введении обязательных QR-кодов в кафе, транспорте и магазинах. Таких законопроектов два. Один будет вводить обязательные QR-коды в общественных местах, за исключением внутрирегионального транспорта аптек, магазинов продуктов и товаров первой необходимости. Получить его смогут привитые или переболевшие, а люди с медотводом должны будут делать ПЦР-тест. Остальные попасть куда-либо по ПЦР-тесту смогут только до 1 февраля следующего года. Как будет решен вопрос с иностранцами, привитыми импортными вакцинами, будет решать главный санитарный врач.

Второй проект будет вводить на междугороднем и международном железнодорожном и авиатранспорте обязательные QR-коды о прививке, о перенесенном заболевании или документально подтвержденный медотвод . Привитые не зарегистрированными в России вакцинами иностранцы смогут воспользоваться поездом или самолетом по отрицательному ПЦР-тесту.

Что ожидает нас будущем - большинство россиян получит QR-коды и бизнес в результате не пострадает, или люди откажутся от кафе и парикмахерских. Не приведут ли такие меры к уходу бизнеса из «белой» зоны в «серую» или в «черную», а также что будет в Северной столице с туризмом вообще и международным туризмом в частности? «Новости малого бизнеса» расспросили об этом председателя совета Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексея Третьякова.

«По легенде, когда Наполеон приказал отдать под трибунал коменданта крепости, сданной врагу без боя, тот объяснялся: «Тому, что пушки не стреляли, было четырнадцать причин: во-первых, не было снарядов ...» — и был в итоге оправдан. Складывается впечатление, что и чиновники сейчас во многом заняты наработкой своих «четырнадцати причин», - сказал он. - Понять их можно: еще никто в мире не нашел гарантированных средств борьбы с пандемией. От советской системы здравоохранения, готовой противостоять даже бактериологической войне, осталась лишь бледная тень — но от этого странные запреты и ограничения разумнее не становятся». Эксперт считает, что поскольку сложно представить, чтобы кто-то решился всерьез ограничить возможности представителей элиты и олигархических структур, «причины», наверняка, будут нарабатываться на самых беззащитных — обычных гражданах и малом бизнесе. 

«Что касается ближайшего будущего, то оно туманно, и остается лишь, как в песне, просить: «Прекрасное далеко, не будь ко мне жестоко». Наверное, «штрафодобывающая отрасль» в бюджетах будет становиться все весомее, – заметил Алексей Третьяков. - Юмористические видеоролики, изображающие визит к парикмахеру как конспиративную встречу подпольщиков, имеют все шансы стать реальностью. Сферу услуг ждет очередной отток клиентов — это мы уже проходили после антитабачного закона: сложности и неудобства при посещении ресторана или кинотеатра для многих перевесят желание там побывать, а клубы молодежь легко заменит «вписками».

По его мнению, понятно, что и туристический бизнес тоже ничего хорошего не ждет, а международный туризм к тому же осложнится из-за взаимного непризнания вакцин. «Поскольку помощь от государства носит явно косметический характер, а обязанности зачастую накладываются неисполнимые — ну нет, например, у предпринимателей законных прав заставить работников вакцинироваться или требовать у посетителя персональные данные - причин, удерживающих их в «белой» зоне, станет меньше, – утверждает Алексей Третьяков. - В то же время можно предположить устойчивое развитие направлений бизнеса, напрямую связанного с пандемией — от производства масок, санитайзеров и вакцин до продажи фальшивых QR-кодов, и, как следствие, очередное расширение российской части списка «Форбс».  

Но в целом, считает он, оптимизма терять нельзя, ведь все самые страшные эпидемии — от чумы до испанки — когда-то заканчивались. Так что стоит согласиться с царем Соломоном: «И это пройдет».