Феномен Брейгелей на берегах Невы

В Большом зале Дворца Меншикова на днях открылась долгожданная выставка «Брейгели. Продолжение династии. Фламандская живопись из собрания Валерии и Константина Мауергауз». Ее особенность в том, что организована она Эрмитажем исключительно из картин московской частной коллекции, которые гостят на берегах Невы.    

 

Эти полотна младших поколений фламандской династии Брейгелей выставлялись год назад в Подмосковье и теперь, в несколько усеченном составе, прибыли в Санкт-Петербург. В экспозиции представлены 28 живописных произведений выдающихся фламандских мастеров XVI – XVII веков: Питера Брейгеля Младшего (Адского) и Яна Брейгеля Старшего (Бархатного), сына последнего Яна Брейгеля Младшего и правнука Яна ван Кесселя Старшего, передает корреспондент «Конкретно.ру».

Основоположник династии – Питер Брейгель Старший был безусловно самым гениальным художником в этой семье. Несправедливо прозванный Мужицким, он был философом и глубоким исследователем характеров персонажей, которых изображал в своих произведениях. Но проживший так мало (родился в 1525 году, умер в эпидемию 1569 года), он оставил в веках всего чуть больше 40 картин, и ни одной из них нет ни в музеях, ни в частных коллекциях России.

Питер Адский и Ян Бархатный - сыновья Брейгеля Мужицкого, выступили талантливыми продолжателями и умелыми популяризаторами отцовской традиции во фламандской живописи XVII столетия.

Питер Брейгель младший-Адский, произведений которого на выставке в Меншиковском дворце больше всего – их  11, представлен на ней в разных жанрах. Как рассказал приглашенный куратор этой выставки, профессор из Москвы Вадим Садков, про эту выставку можно рассказывать очень долго. Если у многих есть возможность посещать крупнейшие музеи, то частная коллекция не имеет постоянного доступа для широких масс посетителей, этим и ценны такие выставки.

«На одной выставке в Эрмитаже несколько лет назад присутствовали картины из коллекции четы Мауергауз, а сегодняшняя выставка уже целиком сделана на материале этого частного собрания и дает возможность познакомиться с труднодоступными памятниками искусства», - утверждает искусствовед. – Эта коллекция демонстрирует вещи из самой крупного и полного собрания такого рода материалов и является одной из лучших в мире по подбору как качественному, так количественному произведений младших представителей династии Брейгелей».


Эта коллекция отражает разные жанры, манеры исполнения двух сыновей основоположника династии Питера Брейгеля Старшего (Мужицкого). Одним из главных среди представленных здесь произведений его старшего сына и тезки Питера Брейгеля, прозванного Адским, является шедевр «Добрый пастырь», который долгое время, благодаря высокому качеству живописи исследователи приписывали кисти самого Питера Брейгеля Мужицкого. Следуя не сохранившемуся оригиналу отца, Брейгель Младший представляет совершенно уникальную интерпретацию сюжета, не имеющую аналогий в мировом искусстве.  Он совершенно отходит от традиционной иконографии, представляющей образ Христа, держащего на руках агнца – символа человечества, здесь на него бросается волк, а стадо агнцев разбегается.

Вадим Садков уточнил, что это он посоветовал чете Мауергауз купить эту картину на аукционе Кристи в 2014 году, и теперь она чуть ли не самое дорогое украшение их коллекции.

Рассказал он подробности и о таком знаменитом произведении Питера Адского, как «Богач и льстецы», которое имеет форму круга. Рама здесь подлинная авторская с надписью на языке оригинала. Подобные создавались как декоративные «тарели» и служили украшениями, которые ставились на камины или вешались на стены. Они создавались по образцу произведений его отца, у которого есть композиция из 12 пословиц на доске семнадцатого века, куда врезаны такие круглые тарели. На этой выставке 4 круглых картины Питера Адского, но это не одна серия, они писались в разные годы и для разных циклов.

Его младший брат Ян Брейгель Бархатный ценился всегда, дружил с Рубенсом – есть полотна, написанные в сотрудничестве с ним. В Эрмитаже прекрасная подборка работ этого художника, а сейчас его работы трудно найти и здесь выставлены 3 его картины из данного частного собрания. По словам куратора, они хороши тем, что другого типа чем в Эрмитаже, или в Пушкинском музее.  

«Он был создателем архетипа изображения букета цветов с внутренней символикой – утверждает Вадим Садков – причем это был букет, который невозможно собрать в природе, так как в его составе цветы, которые цветут в разное время года и тем самым художник показывает, что его творчество выше самой природы».


На данной выставке представлен и внук Питера Брейгеля старшего – Ян Брейгель младший, который, по мнению московского куратора, «как Питер младший популяризировал картины своего отца Питера Старшего,  так Ян младший популяризировал картины своего отца Яна Старшего Бархатного и после его смерти  завершал его работы».

И четвертое поколение Брейгелей здесь представляет правнук основателя династии - Ян ван Кессель Старший, его творчество показывает, как искусство трансформировалось на протяжении 17 века.  Четыре небольших картины на медных пластинах на тему басен Эзопа, были купены коллекционерами 15 лет назад. А в целом эта грандиозная коллекция собирается около 20 лет.

Как рассказала ее хранитель, еще один московский куратор выставки, Екатерина Долгова, располагается она в домашнем собрании четы Мауергауз, для чего было приобретено большое, но уютное помещение с климат-контролем.

«Картины выходят в свет на таких выставках, передать их в музей на временную экспозицию – значит поставить картины на пьедестал почета, чтобы они пожили общественной жизнью – утверждает куратор. - Они попадают в каталог, там описано как им живется в частной коллекции, как они были выбраны и приобретены. Это то, для чего художник пишет свои произведения».

К данной выставке, которая продлится до 28 августа 2022 года, издан научный иллюстрированный каталог «Брейгели. Продолжение династии. Фламандская живопись из собрания Валерии и Константина Мауергауз». Его можно будет приобрести в самом Эрмитаже после 7 июня.