В Петербурге представлены работы старых мастеров из частных коллекций

Шедевры в музеях доступны для осмотра, а вот в частных коллекциях, как правило, хранятся за семью печатями. И только очень редко владельцы «выпускают» их в свет.

 

В настоящее время в Санкт-Петербурге проходят как минимум две выставки с сокровищами старых мастеров из частных коллекций. О выставке Брейгелей младших во Дворце Меншикова мы уже сообщали, а о выставке «Старые мастера. Путешествие во времени» в музее–усадьбе Г.Р. Державина готовы рассказать сейчас.

На выставке представлены произведения художников итальянского Возрождения, «малых голландцев», мастеров западно-европейского искусства XVII-XVIII веков из частных собраний Москвы и Санкт-Петербурга. Экспозиция живописных и графических работ разместилась в четырех выставочных залах Восточного корпуса державинской усадьбы. Сам проект «Старые мастера. Путешествие во времени», объединивший в выставочном пространстве 47 произведений, посвящен коллекционеру, ученому-географу П. П. Семёнову-Тян-Шанскому, внесшему огромный вклад в изучение западноевропейского искусства, передает корреспондент «Конкретно.ру».

Вы поднимаетесь на второй этаж по красивой лестнице Восточного корпуса и оказываетесь прямо в Итальянском Средневековье. Первый зал под названием «Вера» посвящён культу Пресвятой Девы Марии. Трудно оторвать взгляд от наиболее раннего произведения на этой выставке – картины «Мадонна с младенцем, держащим в руках щегла» сиенской школы, выполненной предположительно в мастерской Никколо Ди Сенья в первой половине XIV века.


Сильное впечатление производит картина «Мадонна с младенцем и грушей» кисти Франческо Верла (1470-1521) – художника умбрийской школы, изображенная на афише этой выставки. Владелица полотна Мария Юсупова рассказывает, что эту картину они купили у одной обеспеченной дамы, которой когда-то муж подарил ее, купив на аукционе в Вене за большие деньги. Потом муж скончался, и дама начала продавать свои вещи, чтобы уехать за границу. Так картина попала к нынешней владелице.

О замечательном полотне «Святое семейство с маленьким Св. Иоанном Крестителем», она же - искусствовед  Мария Юсупова рассказывает так: «Изначально при покупке картины в Италии мы не знали, кто автор произведения, но как искусствовед я видела, что это высокий уровень живописи — кто-то из учеников или последователей Рафаэля. Мы стали искать автора, обратились к основному специалисту по западному искусству Пушкинского музея Вадиму Садкову, и он помог атрибутировать картину». По ее словам, художником был флорентиец Франческо Морандини (1544-1597), мастер Высокого Возрождения. О нем известно, что он принимал участие в росписи палаццо Веккьо (1555?1561) и Студиоло Франческо I Медичи, великого герцога Тосканы.

Центральным произведением следующего зала, названного «Ten Tatio» – «Искушение», является картина «Тайная вечеря» предположительно нидерландского мастера первой половины XVI века Артгена ван Лейдена (1498-1564), на которой запечатлена последняя трапеза Христа с учениками.  В первую очередь поражает сама композиция: Христос и апостолы размещены за круглым столом и все они очень своеобразны. На картине ясно и драматично показаны человеческие слабости: сомнение, страх, равнодушие и предательство.

В этом зале эмоциональной доминантой воспринимается и произведение неизвестного художника «Христос в терновом венце». А рядом картина «Сбор манны небесной» предположительно кисти нидерландского художника середины ХIV века, известного как «монограммист Брауншвейгский», заставляет вспомнить сюжет из Библии: когда Моисей и его соплеменники скитались после исхода из Египта, у них закончилась пища и Бог послал им манну небесную.

Следующий зал назван «Paradisus» и в нем собраны произведения с сюжетами из повседневной жизни.  Это два зимних пейзажа фламандских художников конца XVII века братьев Бредель. В этом же зале экспонируется картина «Хозяйка и служанка в интерьере» Питера де Хоха (1624-1684) и знатоки утверждают, что это единственная работа знаменитого мастера, хранящаяся в частной коллекции в России.

Сам зал парадно декорирован большими вазами с цветами, старинным гобеленом и антикварным креслом, монограмму на спинке которого так и хочется попытаться разгадать.


Примечательны этом зале три женских портрета: «Портрет дамы с красными садовыми розами» - произведение итальянского художника Пьетро Ротари (1707-1762), приглашенного в Россию императрицей Елизаветой Петровной. Трудно оторваться и от «Портрета императрицы Марии-Терезии», автор которого, шведский художник Александр Рослин (1718-1793) известен как создатель нескольких портретов императрицы Екатерины II и лиц из ее окружения. И еще один портрет в их «компании», хотя он и выбивается по стилю – это Густаф Лундберг "Дама с котом". Женщина, видимо, из другого круга.

Замечательны также два натюрморта художника Пьетро Маорна (XVIII в.) "Натюрморт с фруктами" и "Натюрморт с фруктами и битой дичью".

Казалось бы, камерная выставка, но это далеко не все представленные на ней картины. А есть и четвертый зал с шедеврами, полностью посвящённый гравюрам - там экспонируются репродукционные гравюры XIX века из цикла ксилографий «Жизнь Марии» одного из величайших мастеров Северного Возрождения Альбрехта Дюрера (1471-1528). Такой вот подарок ждет поклонников этого удивительного мастера.

Выставка, организованная Фондом развития культуры «Эфес», Всероссийским музеем А.С. Пушкина при поддержке Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга и Российского творческого Союза работников культуры, должна была завершить свою работу 31 мая этого года. Но, на счастье петербуржцев и гостей города, ее продлили до конца августа 2022 года.