В гости к Сергею Щукину, на Знаменку, не выезжая из Петербурга

Вы хотите попасть в особняк знаменитого московского коллекционера Сергея Ивановича Щукина на Знаменке? Причем, попасть в Москву до 1917 года. Тогда вам прямой путь в Эрмитаж, где в Малом Манеже открылась выставка «Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина».

    

150 картин и скульптур из собраний Эрмитажа и Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина представлены в оригинальной развеске – так, как они экспонировались в особняке Сергея Щукина на Знаменке. В Манеже Малого Эрмитажа появились Розовая гостиная Матисса и комната Пикассо, кабинет Сезанна и Музыкальный салон с картинами импрессионистов. Особое место занимают знаменитые панно Анри Матисса «Танец» и «Музыка», передает корреспондент «Конкретно.ру».

Сотрудники Эрмитажа очень тщательно изучили все материалы, связанные с размещением картин в названном особняке, а самый благодатный материал для потомков оставил сам основатель коллекции. Незадолго до революции 1917 года Сергей Щукин, словно предчувствуя крах старого мира и сложную судьбу своей коллекции, подготовил план своего дома и подробный каталог с описаниями и фотографиями авторской развески, которую в 1914 году запечатлел фотограф Павел Орлов. Эти уникальные материалы и легли в основу выставочного пространства в Манеже Малого Эрмитажа.


Впервые эта знаменитая коллекция представлена в такой полноте, что позволяет посетителям почувствовать себя в гостях у одного из величайших коллекционеров XX века.

Как рассказал куратор выставки  Михаил Дединкин, заместитель заведующего Отделом западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа, Щукин получил это здание после женитьбы, и они там жили счастливо, но пошла череда несчастий - гибель сына Сергея, смерть любимой жены Лидии, сына Григория, брата и близкого друга Петра. И  прежняя жизнь с музыкальными вечерами, застольями стала уходить из особняка на Знаменке – дворец стал безжизненным, все заполнили картины, а сам Щукин перед  революцией переехал в другой дом. «Всего в коллекции Щукина было около 250 произведений, хотя в его каталоге числится 225 картин» - утверждает куратор. – Свою коллекцию он хотел завещать Москве, а сам после революции эмигрировал во Францию, где прожил до 1936 года».

Встречает посетителей выставки портрет Сергея Ивановича работы Корнелиуса Крона и он как бы приглашает всех в свой особняк.  Это великолепное здание, построенное ещё до пожара 1812 года, сменило несколько хозяев и неоднократно редекорировалось. Щукину достался интерьер в парижском стиле эпохи Наполеона III с пышной лепниной, но его занимали только колористические и экспозиционные эксперименты, поэтому часто картины развешивались прямо поверх лепнины и зеркал. Это можно увидеть на вывешенных в каждой выгородке, представляющей определенное помещение щукинского особняка, репродукциях фотографий «комнат».

Первым слева представлен великолепный Музыкальный салон, где находилась импрессионисткая живопись. Картины Клода Моне, Огюста Ренуара, Камиля Писсарро, Пюви де Шаванна Сергей Щукин покупал в первые годы собирательской деятельности (1898-1904). В это время в его доме появились такие шедевры, как «Луга в Живерни» и «Завтрак на траве» Клода Моне, «Причесывающаяся женщина» Эдгара Дега, «Оперный проезд в Париже» Камиля Писсарро и многие другие. Весь живописный комплекс из Музыкального салона, за исключением нескольких картин, которые по своему состоянию не могут быть перевезены, предстает перед посетителями Манежа Малого Эрмитажа. И это можно назвать чудом, так как разделенная после революции коллекция в пространстве этой выставки, наконец, объединилась и предстала во всем своем великолепии.

Далее, как и было в особняке на Знаменке, а здесь справа от входа, располагается Розовая гостиная, оформлением которой в доме Щукина занимался лично Анри Матисс, посетивший Москву по приглашению коллекционера в 1911 году. Именно здесь в высшей степени проявились колористические эксперименты хозяина дома. В классическом шикарном интерьере были развешены «Марокканка Зора», «Портрет жены художника», «Нимфа и сатир», «Игра в шары», «Натюрморт с восточным ковром» – более 20 самых главных картин одного из самых модных художников начала ХХ века.

Надо отметить, что Сергей Щукин не сразу пришел к полному пониманию его творчества. Поначалу он писал Матиссу: «Москва – это Азия. А люди здесь не любят ню…» Речь шла о двух его полотнах «Танец» и «Музыка», которые ныне называют Славой Эрмитажа. А тогда Щукин колебался перед их покупкой, но совершив ее, вывесил на большой лестнице, куда его гости в первую очередь попадали, приходя в особняк. На выставке в Эрмитаже пространство этой лестницы и Аванзал устроены в конце экспозиции, но отлично видны сразу и практически из любой точки зала.


Большая столовая была декорирована ансамблем из произведений Гогена. Современники называли его «иконостасом» – и это название закрепилось за комплексом картин.  По словам организаторов выставки, «Иконостас Гогена» впервые показан здесь в полном составе с момента раздела коллекции Щукина между Эрмитажем и ГМИИ им. А. С. Пушкина. А одна из главных премьер выставки - «Жена короля» – картина, которой очень гордился сам Поль Гоген.  Сергей Щукин купил ее за баснословные 30 тысяч франков у Гюстава Файе в 1908 году. Картина принадлежит ГМИИ им. А. С. Пушкина, а её участие в выставке стало возможным благодаря высочайшему уровню доверия между музеями и долгой подготовительной работе. Другая важная картина Гогена – «Сцена из жизни таитян» из собрания Эрмитажа – впервые предстанет перед посетителями после длительной и сложной реставрации, в результате которой картина вновь обрела силу и яркость. Экспозиция дополнена еще двумя картинами Ван Гога, как и было у Щукина.

Далее посетители выставки, как когда-то и гости Щукина, попадают в комнату Пикассо. Знаменитый коллекционер не сразу принял Пикассо –  он говорил, что, купив картину, потом несколько месяцев заставлял себя смотреть на неё, привыкать и пытаться понять. 40 картин этого художника были им размещены на 25 квадратных метрах, что производило на многих ошеломляющее впечатление. В Манеже Малого Эрмитажа картины Пабло Пикассо сейчас представлены вместе с произведениями Жоржа Брака и Анри Руссо.

По словам второго куратора выставки Ольги Леонтьевой, научного сотрудника Отдела западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа, коллекция Щукина была открыта для публики с 1907 года, он был подвижником нового искусства, главным пропагандистом модернизма и часто сам проводил экскурсии по своей коллекции. «50 картин из ГМИИ и около 100 картин из собрания Эрмитажа представлены на этой выставке» – уточнила она.

Надо отметить, что выставка «Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина» завершает череду выставок коллекции этого знаменитого собирателя. Масштабный проект начался в 2015 году с организации совместных экспозиций «Ключи к страсти» и «Шедевры нового искусства». Затем был исторический успех выставок в Париже в 2016-2017 году и в Москве в 2019 году, а теперь выставка в Манеже Малого Эрмитажа становится завершающим аккордом триумфа Сергея Щукина. Кроме того, на днях в ГМИИ им. А. С. Пушкина состоялось торжественное открытие выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых», организованной также совместно с Эрмитажем и Третьяковской галереей.