Испанская живопись - от готики до «золотого века»

В предпраздничные мартовские дни в Двенадцатиколонном зале Нового Эрмитажа открылась выставка «От готики до Гойи. Испанская живопись из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина».


Эта выставка продолжает серию совместных экспозиций Государственного Эрмитажа и ГМИИ им. А.С. Пушкина, где посетители на сей раз смогут увидеть картины знаменитых испанских художников - Луиса де Моралеса, Эль Греко, Франсиско де Сурбарана, Бартоломе Эстебана Мурильо, Антонио Переды, Диего Веласкеса и Франсиско Гойи, входивших когда-то в одно собрание.

Как рассказал на пресс-показе ее куратор Святослав Савватеев, старший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа, данная выставка несколько своеобразная. «Когда создавался музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в 1924 году в Москве, в Санкт-Петербурге существовал государственный музейный фонд для многочисленных произведений искусства, поступавших из дворцов и частных коллекций. Первые два года он находился в Зимнем дворце вместе с Императорским собранием живописи, поэтому Эрмитажу по распоряжению власти пришлось участвовать в распределении картин по создаваемым в России новым местным музеям, в том числе отправлять картины в Москву». По его словам, из 546 картин старых мастеров, переданных тогда в фонд ГМИИ, были и 8 картин испанских художников. На сегодняшней выставке из них представлено 5 картин, переданных тогда из Эрмитажа, передает корреспондент «Конкретно.ру».

Сегодняшняя коллекция испанской живописи в Эрмитаже самая крупная после самой Испании. Ныне в ней насчитывается 78 картин Х1Х века, а старых испанских мастеров около 30 картин. На выставку ГМИИ предоставил 18 картин, а эрмитажных на ней – 5. «Все картины очень высокого достоинства. Среди них два полотна Риберы, два - Сурбарана. Из всего состава несколько картин из бывших частных коллекций Москвы, например 5 картин из собрания графини Шуваловой.

Напомним, что это уже третий пример такого сотрудничества. Серию совместных выставок столичного и петербургского музеев открыли проекты, посвященные знаменитым московским коллекционерам братьям Щукиным, Ивану и Михаилу Морозовым. Затем состоялась выставка «″Салоны″ Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века», которая, кстати, еще работает, но до 17 марта. Кто еще не видел, спешите посмотреть.

И вот новое сотрудничество двух музеев – экспозиция испанской живописи, которая охватывает период с конца XV до начала XIX века - от поздней готики до "золотого века" с 1580-е по 1680-е годы. 

Открывают экспозицию произведения готической испанской живописи. Отражением господствовавшего в Испании стиля готики являются картины со сценами из жизни Христа и «Архангел Михаил, взвешивающий души умерших».

Рядом единственное на выставке полотно Эль Греко (Доменикос Теотокопулос, 1541 /1542–1614). Его знаменитая картина «Иоанн Креститель», написанная в 1610-е годы – шедевр из ГМИИ, как и вывешенная поблизости небольшая по размеру картина другого яркого представителя позднего испанского Ренессанса Луиса де Моралеса (ок. 1515–1586/1509–1586) под названием «Се человек» также из московского музея. 

Зеркально от них относительно входа на выставку разместили 2 полотна Хусепе де Риберы (1591–1652). Характерно то, что испанец по происхождению, он почти всю жизнь провёл в Италии, работал при дворе испанских наместников в Неаполе, но сохранял тесную связь с родиной. 

Представленное ГМИИ полотно «Святой Онуфрий- пустынник», написанное Риберой и его мастерской около 1650 года, действительно по колориту, как отметили искусствоведы, в чем-то перекликается с картинами Караваджо. И совсем в ином ключе решена композиция его картины «Апостол Иоаков старший», созданная в 1638 году, предоставленная для выставки московским музеем. А когда-то они обе входили в состав коллекции Императорского Эрмитажа и были переданы в Москву в 1930-1940-е годы. 

Интересно было бы проследить их провенанс за предыдущие 300 лет…

В целом же о собрании Императорского Эрмитажа до революции опубликованы такие сведения. Коллекция испанского искусства Эрмитажа собиралась со времен Екатерины II. В 1779 году императрица приобретает собрание Роберта Уолпоса, где среди 204 работ было семь полотен испанских мастеров. Дени Дидро купил для нее "Отдых на пути в Египет" Мурильо, а князь Дмитрий Голицын - парные портреты детей кисти того же мастера, о которых еще будет рассказано. Отличную коллекцию сумел собрать амстердамский банкир Уильям Кузвельт. Всю испанскую часть его собрания - 84 картины XVI-XVII веков - приобрел Александр I, посетивший его галерею в 1814 году инкогнито.

Крупную покупку сделал Николай I в 1834 году. Тогда испанский посланник в России Паэс де ла Кадена, задолжав большую сумму, предложил царю купить свою коллекцию. Затем Дмитрий Татищев завещал все свое испанское собрание Эрмитажу. Федор Бруни на распродаже собрания французского маршала Сульта после его смерти купил для музея чудесные вещи. И заметьте – все это до революции, и только уже после революции стали поступать работы из частных собраний.

Ну а сейчас на выставке открывается перспектива на так называемые «парные» картины и в первую очередь, это конечно, «Мальчик с собакой» из собрания Эрмитажа и парная к нему «Девочка с корзиной фруктов» (ГМИИ), созданные Бартоломе Мурильо (1617–1682). В 1650-е годы они были написаны именно как истинно парные образы для развески в одном пространстве.

А вот «Бегство в Египет» (ГМИИ) и «Распятие» (Эрмитаж) кисти Мурильо куратор не относит к по-настоящему парным. Скорее всего они были объединены в одной из последующих коллекций. По его мнению, вывешенные симметрично, эти два полотна на библейские сюжеты практически одинакового размера, но на этом их внешняя связь заканчивается.

На выставке также представлена великолепная картина Мурильо «Иосиф с младенцем Христом».

Художественные идеалы Испании XVII столетия ярко воплотились в творчестве Франсиско Сурбарана (1598 – ок. 1664). Экспозиция включает такие его произведения, как «Благословляющий младенец Христос» и «Мадонна с младенцем» из собрания ГМИИ. Образы героев исполнены благочестия, но писал он с натуры, поэтому они отличаются яркими портретными характеристиками.

И наконец, Франсиско Гойя (1746–1828), олицетворивший собой целую эпоху. ГМИИ предоставил на выставку всего 1 его картину, зато какую. Это «Портрет художницы Лолы Хименес», созданный Го́йей в 1808–1812 годах. Этот гениальный портрет женщины в красной накидке как будто тоже жаждет смотреться в паре, но здесь он единственный. 

Как оказалось, на предшествующей эрмитажной московской выставке ему действительно в пару был вывешен «Портрет актрисы Анто́нии Са́рате» (1810–1811) кисти Гойи из ГЭ. Но это уже совсем другая история - сравнивать эти две выставки.

Московская закончилась 4 февраля, а эрмитажная будет работать до 7 июля. Но после ее посещения очень рекомендуем посмотреть залы испанской живописи в основной экспозиции Эрмитажа, где указанный портрет актрисы размещен во всем своем великолепии, как другие картины испанских художников, в том числе три шедевра Эль Греко.