Сегодня в 13 часов на пирсе напротив Эрмитажа пройдет презентация проекта возрождения "Невских Серенад". Это петербургская традиция 18-19 веков, когда на Неве играли многочисленные роговые оркестры. Ими восхищались Александр Дюма, короли и послы зарубежных стран.
Традиция роговых оркестров была утрачена в середине 19 века, так как для создания такого коллектива требуется крайне сложная методика игры. Один музыкант может извлечь всего один звук. Чтобы просто сыграть гамму из семи нот, требуется 7 человек и их слаженная игра. Фактически люди и инструменты превращаются в живой орган. Однако чистота звука и его эмоциональность не может быть воспроизведена ни одним другим коллективом и в том числе органом. Звучание роговых оркестров очень необычно и обладает лечебными свойствами, из-за чрезвычайно ровных гармоничных вибраций.
Как вполне обычные, такие вельможные "серенады" с роговой музыкой в 1760-х описывал академик А.-Л. Шлёцер: "...слышу: вот едет Григорий Орлов на яхте вниз по Неве. За ним вереница придворных шлюпок, а впереди лодка с сорока молодцами, производящими музыку, какой я в жизни не слышал". Глинка часто ездил на Черную речку к своему приятелю князю Голицыну, певцу-любителю, и не раз слушал там роговую музыку Нарышкина, в т. ч. и ночные "серенады", с восторгом отзывался о мастерстве музыкантов, которые исполняли сложные произведения. В своих "Записках" он описал впечатление от виртуозной пьесы М. Шимановской "Вилия", исполнявшейся музыкантами на катере. Фактически "Невские Серенады" были визитной карточкой города и одной из самых известных достопримечательностей в белые ночи.