Как фотография не "убила" живопись

     Сегодня в выставочном зале Парадного корпуса Государственного центра фотографии РОСФОТО (Б. Морская, 35) состоится открытие выставки "Ультрапамять".

 

     Художники конца XIX века полагали, что появление фотографии может привести к бесследному исчезновению живописи. Однако светопись, незримая история которой началась задолго до того, как мир охватила дагерромания, стала важным подспорьем в развитии искусства. Фотография, как говорил Брассай, воплотилась в "сознание живописи". "Она постоянно напоминает о том, что живопись делать не должна", и делает живопись "ответственной".

     "Ультрапамять" - проект, представляющий творчество пяти молодых французских авторов, работающих на стыке этих видов искусства, сообщили в РОСФОТО.

     Прототипами фигуративных образов Мишеля Кастанье нередко становятся персонажи старых любительских снимков, которые автор собирает по всему миру. Его сознательно упрощенный стиль с использованием широкого мазка усиливает зрительскую способность распознавать фотографический сюжет в неоконченных формах и очертаниях. "Я стараюсь выражаться прямо, идти самым простым путем", - полагает художник. - "Я ищу дилемму. Я отказываюсь от эффектов. Для меня изображение – это воспоминание, из которого нам, за исключением нескольких деталей, останется главное. Банальность фотографий, которые я использую, делает моих персонажей универсальными". Жозеф Чой, французский живописец корейского происхождения, использует в своем творчестве фото и видеоматериалы. Проект /Люди #/ основан на изображениях, взятых из последней видеозаписи Джона Ф. Кеннеди. Полотна Чоя населены анонимными персонажами, существующими в неопределенном пространстве. Инкрустируя в живописную поверхность прозрачную смолу и фрагменты кружева, автор имитирует на холсте структуру цифровой фотографии, придает своим живописным работам фотографический вид.

     Живопись Эрве Икa, живущего и работающего между Парижем и Брюсселем, исследует процессы изменений, сопровождающих человека в ходе его эволюции. В своем творчестве автор рассматривает отношения человека с историей через стилевые эпохи, через психологические особенности, отмечающие то или иное время, и становится объемом, рельефом, сущностью времени настоящего. По мнению Фердинанда Корте, "точность, тщательность, упрямство, одержимость определяют его живописное воздействие. Глубина, осознанность, скромность и деликатность определяют его мысли. Он освобождает реальность и создает гармонию между ее различными измерениями. Нанося на холст один за другими слои изображений, создавая эффект квази-насыщения пространства, превращая живописную поверхность в экран, он совершает психологические открытия, которые повествуют в его творчестве о "сейчас".

     Творчество Натальи Лях обращается к скрытым аспектам нашей повседневной жизни. Сформированный под влиянием ее научной карьеры нейролингвиста художественный взгляд, подобно взгляду оптика, физика или психоаналитика, превращает фото или видеокамеру то в телескоп, то в калейдоскоп или же в микроскоп. Неожиданные интерпретации внешнего мира, созданные с помощью фотографии и видео и воплощенные в различных материалах (оргстекло, алюминий или холст), - это образы, обнаруживающие абстракции в обыденной жизни. По словам автора, фотопроект "Ветровое стекло" - "размышление о наших отношениях с коллективной памятью". Снимки XIX и начала XX веков, помещенные в зеркала заднего вида автомобилей, несущихся по автостраде, предлагают задуматься о том, как наши предки могли бы воспринять стремительное ускорение современного образа

жизни.

     Для создания каждой стереоскопической фотографии Сирила Хатта необходимы сотни кадров. Снимки объектов, запечатленных с разных точек зрения, накладываются один на другой и создают иллюзию рельефа, превращаются в объемную сульптуру. При простоте средств (цифровая камера, обычный принтер, рулон ленты, степлер) и огромном терпении он воспроизводит с большим приближением то, что попадается "на глаза" его объектива. Образы, окружающие нас в повседневной жизни, объекты соблазнов и объекты зависимости могут стать героями произведения и быть превращенными в иллюзию. "Обесценивания" объекты потребления современного мира, помещая их в мир тишины и ожидания, Сирил Хатт возвращает им жизнь на территории искусства.

     Творчество каждого из авторов, представленных галереей "Ниве-Карзон" по программе Года Франции-России в выставочных залах "РОСФОТО", представляет собой оригинальную версию совмещения и взаимодействия живописи и фотографии. Столь непохожие друг на друга вариации одной темы, обусловленные разностью смыслов и индивидуальностью авторов, становятся особенно интересными при экспонировании в одном пространстве, и предоставляют петербургским зрителям возможность познакомиться с целым направлением современного французского искусства.