Симбиоз противоположных техник и изобразительных приемов

Сегодня в Музее-институте семьи Рерихов на Васильевском острове открылась выставка Елены Зонхоевой и Павла Ольховича «Шёлк и камень», приуроченная к 100-летию Санкт-Петербургского Дацана Гунзэчойнэй.

 

Тема буддизма в мифологическом, лишенном антропоморфной составляющей, прочтении занимает особое место в творчестве Елены Зонхоевой. Витражи по эскизам художницы соседствуют с произведениями Николая Рериха в молельном зале дацана, экспозиция «Буддизм в России» совершила путешествие по традиционным регионам религиозно-философского учения – Индии, Бутану, Непалу, Таиланду, Мьянме, Шри-Ланке, выставка «Буддийский космос» наряду с историческими экспонатами была представлена в Государственном музее истории религии. На родине художницы, в Бурятии, – центре российского буддизма, состоялась выставка «Великий шелковый путь. Буддийские мотивы». Произведения Елены Зонхоевой находятся в коллекции короля Бутана, премьер-министра Шри-Ланки и великой княгини Марии Владимировны Романовой. Дом Романовых поддерживал строительство Петербургского дацана, а Николай II был прекрасно осведомлен о буддийской культуре, с которой познакомился во время путешествия в Забайкалье.

Для творчества Павла Ольховича всегда было актуально обращение к теме мировых религий в историческом и философском аспекте. В своих произведениях, будь то трехсотметровые монументальные объекты или панно, он передает оригинальное, символичное прочтение религиозных сюжетов, взяты они из Библии, Корана, Буддийского канона или вдохновлены мифологией, языческими мотивами. На выставке представлены мозаичные панно, посвященные новозаветным апокрифам, мифологемам античности, былинам Древней Руси, образам Египта, вудуистским синкретическим тотемам. Каждая работа автора представляет собой закодированное послание, ключ к которому кроется в историко-культурологическом контексте.

Концепция выставки «Шелк и камень» отражает симбиоз противоположных техник и изобразительных приемов. Монументальная мозаика и роспись по тонкому шелку передают дуализм евразийской культуры, где гармонично сосуществуют различные каноны искусства.

«Шёлк и камень» – смысловое продолжение выставки «Евразийский путь», представленной художниками в Санкт-Петербургском Государственном музее-институте семьи Рерихов в 2010 году и являвшейся своеобразной интерпретацией движения по пути Николая Рериха из Европы в Азию.