Ветераны воюющей страны…

Без присутствия больших начальников и официальных лиц, без дежурных речей и почётного караула, без внимания городских СМИ и патриотических грантополучателей в Петербурге прошёл День ветеранов боевых действий. В Парке интернационалистов, несмотря на дождливую погоду и непривычно холодное начало июля, собрались те, кто в отличие от большинства соотечественников познали на себе, что такое война.

От Афганистана до Донбасса и даже Сирии – такова география российских комбатантов за лет сорок. За эти десятилетия страна неоднократно изменяла своё отношение к ним. Иногда чествовала как героев, предполагая пополнить недавними солдатами изрядно поредевшие ряды фронтовиков Великой Отечественной. Чаще – пыталась не замечать, не желая взваливать на плечи ответственность за искалеченные судьбы и тяжёлые воспоминания.


С годами в России окончательно сформировалась субкультура ветеранов боевых действий – свой мир с собственным укладом, традициями, системой опознавания «свой – чужой», отдельным от государства, но признаваемым в своём кругу порядком награждения общественными медалями, своими песнями и художественными полотнами, иерархией не по числу больших звёзд на погонах, своими памятными датами и праздниками, которые лишь по необходимости замечает власть.

Пожалуй, первым таким праздником был в восьмидесятые День ВДВ. Потом чиновники упорядочили шествия голубых беретов, выделили деньги и особые места для того, чтобы держать крылатую пехоту под контролем. Тем более что к десантникам, вернувшимся с войны, присоединились и те, кто так же отведали фронтовой каши. В какой-то момент даже сама крылатая пехота негласно признала право, например, «афганцев» – мотострелков, а то и военных строителей – носить десантные тельники. Та восточная кампания породнила всех.


В 2006 году День ВДВ на основании президентского указа стал в России официальным воинским праздником. К тому времени ещё шла Вторая чеченская война, но полномасштабные боевые действия уже сменились точечными операциями с участием спецподразделений. И новый праздник – День российского спецназа, возник по инициативе тех, кто продолжал воевать, хотя политики сначала отменили режим КТО, а потом и вовсе заявили, что на Северном Кавказе наступил долгожданный мир.

Спецподразделения существовали не только в Вооружённых силах, но и во всех силовых структурах и спецслужбах России, успешно проявив себя в борьбе с террористами в Таджикистане, Чечне, Ингушетии. Сначала бойцы спецназа без оглядки на начальство определили дату своего единого профессионального праздника – 29 августа, и отмечали его с 1996 года. Но через десять лет Кремль аккуратно урегулировал стихийную инициативу, официально закрепив для всех спецназовцев в календаре 24 октября, который прежде считал своим днём спецназ ГРУ.


А вот ветераны боевых действий пока обходятся без чиновной опеки. С ними вообще – большой вопрос, который старательно отгоняют от себя официальные лица. Попытки объединить недавних комбатантов в единую колонну с фронтовиками Великой Отечественной войны 9 мая оказались крайне сомнительными. Тем более после того, как по городам страны зашагал Бессмертный полк.

Не слишком получилось у государства и собрать всех ветеранов боевых действий под сугубо «афганскую» дату – 15 февраля. В 2011 году всех комбатантов призвали отмечать День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. Кремль объяснил, что в этот февральский день надо вспоминать не только Афганистан, но и многочисленные вооружённые конфликты в разных концах света, в которых принимали участие по приказу Родины наши соотечественники – Корея и Вьетнам, Сирия и Египет, Мозамбик и Ангола, Эфиопия и Ливан. Но история не прижилась, несмотря на то, что за последние годы к ветеранам официально отнесли российских военнослужащих, служивших в 1992-97 годах в Таджикистане, и участников войны с Грузией в августе 2008 года, а сейчас к ним присоединились нынешние «сирийцы».


Впрочем, и не каждый «афганец» видит в февральском дне окончание своей войны. Ведь для большинства шурави она завершилась гораздо раньше, с долгожданным дембелем, который пришёлся совсем на другую дату.

Считать ли ветеранами российских десантников в Югославии? Или тех, кто оказался на войне в Нагорном Карабахе, Приднестровье? Согласитесь, совсем неправильно называть россиянами, исполнявшими служебных долг за пределами Отечества, десятки тысяч солдат и офицеров, которых превратил в комбатантов Северный Кавказ. В конце концов – российские добровольцы, называющие себя ветеранами Новороссии, вообще никогда не получат этот статус, поскольку отправлялись на Донбасс вроде как «в отпуск»…


День ветеранов боевых действий и локальных войн неофициально отмечается в России с 2009 года. В Москве комбатанты собираются на Поклонной горе, возлагая цветы к мемориалу воинам-интернационалистам. В Петербурге – в Парке интернационалистов, вспоминая погибших товарищей у подножья памятников спецназу и «афганцам». Так было и в эту дождливую субботу – 1 июля.

Что честнее – звездопад штабным генералам по закрытым указам и торжественные приёмы в Георгиевском зале Кремля или сборы по цепочке через однополчан и звенящие рядом с медалями «За отвагу» общественные награды, которые признают только свои, – наверняка рассудит время…

 

                     Кирилл Метелев, «Конкретно.ру», фото автора