В Петербурге появился «концлагерь»

Концлагерь на территории города, пережившего блокаду? Звучит, словно ситуация из альтернативной истории… Возможно, так случилось бы и здесь, если б Ленинград пал. На самом деле это новое артпространство – Музей памяти жертв нацизма. Он открылся на территории Военно-медицинского музея.

Реальные доказательства


Мыло из трупов, зубы, тонны волос, горы истощённых и погибших в муках людей и другие ужасы увидели советские солдаты после освобождения гитлеровских концлагерей. Многие из тех вещей, документов, зарисовок потом станут доказательствами преступления нацистов на Нюрнбергском процессе. 
Например, то самое мыло из человеческого жира, найденное в лагере под Данцигом (Гданьском). Небольшая партия была изготовлена профессором анатомического института Рудольфом Шпаннером. На открытии Музей памяти жертв нацизма экскурсовод рассказала, когда в лагере кончилось мыло, часть экспериментальных образцов была украдена и использована, так сказать, по назначению. Сегодня мыло – часть выставки. 


Это единственная подобная экспозиция в России. Её начало сделали похожим на вход в концлагерь. С улицы вас встречает колючая проволока, заборы и собачий лай. Пространство выставочного зала оформлено как барак с нарами, на которых спали заключённые. На одних лежит находящийся при смерти (или уже умерший?) ребёнок. Манекен выглядит пугающе и дополняет атмосферу страданий, которую и хотели воспроизвести авторы. 


Они объясняют, что старались передать настроение места, в котором человек был просто вещью. Приглашённая гостья – бывшая узница Освенцима Рива Рафаиловна Мацияускас – подтверждает это рассказом, что пленникам запрещено было поднимать голову. Так она и провела в лагере смерти все 13 месяцев, видя перед собой только землю. 
Говорит, что от газовой камеры её спасло то, что родственники стали звать Ритой. Документов на девочку не оказалось на момент ареста, поэтому проверить подлинность имени не смогли. Кстати, свой номер – 70013, Рива Рафаиловна сводить не стала. 


Считается, что газовые камеры служили двум целям. Первая идеологическая – истребить как можно больше народа не арийской расы, вторая утилитарная: поскольку патроны вещь недешевая, вермахт относился к имуществу бережно, солдатам было приказано добивать раненых пленников прикладами. Кстати, по этой причине выжила знаменитая санитарка Зинаида Туснолобова. Немецкий солдат пытался добить её автоматом. 


Плюс участники расстрельных бригад в лагерях быстро спивались или сходили с ума, психика среднестатистического человека не выдерживала тысячные убийства, особенно женщин и детей. Поэтому и использовали газ, а трупы заставляли убирать самих же заключённых (те самые знаменитые зондеркоманды)

Никаких фальсификаций


Идеологически музей ставит своей целью препятствовать фальсификации истории, фактически показать то, что творили нацисты, и против чего боролась Красная Армия. 
Одним свидетельством стала найденная в земле вокруг печей Освенцима капсула с записками Залмана Градовского, участника зондеркоманды самого большого лагеря. 


Она также выставлена в музее, в витрине вместе с зубами и монетами, обнаруженными среди пепла. Часть экспонатов, например, выделанную человеческую кожу и волосы, в постоянную экспозицию не выставят, так как они нуждаются в особом режиме хранения. Но в музее обещают, что обязательно будут демонстрировать эти страшные доказательства по памятным датам или в связи с проведением тематических выставок.

Екатерина Климина, «Конкретно.ру», фото автора