Не помянуть – было бы предательством…

История советско-финляндской войны 1939-1940 гг. не просто так замалчивалась руководством СССР. Это была агрессия огромной державы против маленького соседа. Агрессия, которой завершились неудачные переговоры об обмене территориями.

СССР в преддверии большой войны, чей запах уже вовсю ощущался в воздухе, предлагал отодвинуть границу на 90 км от стратегически важного города – Ленинграда, в обмен на значительную территорию в Карелии. Однако финнов это не устроило. В результате, заключив пакт Молотова-Риббентропа, Москва развязала себе руки, и 30 ноября Советский Союз атаковал соседей. Маленькая зимняя война оказалась жестокой.
– На Охтинском кладбище есть финское захоронение – огромная поляна братских могил, по 10 человек в каждой, в них захоронены те, кто умирал в ленинградских госпиталях, – рассказывает Михаил Калинин, руководитель пресс-службы администрации Фрунзенского района, сценарист и исторический консультант документального сериала «Забытый полководец», который был показан на канале «Санкт-Петербург» 31 октября. – На линии фронта потерь было гораздо больше. И я считаю, что не помянуть участников Зимней войны в год 80-летия её завершения было бы предательством по отношению к тем людям, которые эту войну прошли.

Михаил, откуда вдруг такой интерес к этой малоизвестной странице советской истории?

– Темой истории войн вокруг современного Петербурга я занимаюсь с 2013 года, участвую в проектах поисковиков и захоронениях советских воинов, не нашедших погребения в страшные года Второй Мировой войны и предшествующей ей советско-финляндской. 

Дело в том, что в 1939 году началась военная эпопея моего деда – Евдокимова Михаила Герасимовича. Его призвали в армию и фактически сразу отправили на фронт. Домой дед вернулся только в 1946 году по окончании японско-советской войны. После 7 военных лет внешне выглядел стариком. Моя мама, которая родилась позже, никогда не видела своего отца молодым. Он умер рано. Мало кто из пехотинцев-фронтовиков пережил 50-е годы. А мой дед сапёром прошел три войны.

 Ты написал сценарий для первых двух фильмов документального сериала «Забытые полководцы». Как и у кого возникла идея фильма?

– В марте 2020 года, в день подписания мирного договора в третьей советско-финской войне (15 марта) мы с группой историков и военных исследователей поехали в северный городок Финляндии Суомуссалми, одно из боевых мест Зимней войны, чтобы возложить цветы на могилы наших погибших бойцов. Хотели показать местному населению, что помним наших солдат. 

Мы знали, что финны в этот день обычно вывешивают флаги и зажигают на кладбищах свечи в честь своих погибших. Но в этот раз на кладбищах ничего не было, по дороге мы заезжали на несколько, все они были заметены снегом, потому что люди из-за коронавируса уже сидели по домам. А мы почти 2000 км приехали, чтобы почтить память советских бойцов.

 Третьей войны? А сколько их было?

– В XX веке – всего четыре. Первые две в период Гражданской войны, четвёртая – во время Великой Отечественной – с 1941 по 1944. Первая война в 1918 году произошла в Финляндии между финскими социалистами и белофиннами-националистами. Она закончилась победой последних за счёт того, что немцы высадили дивизию в Хельсинки и передали её Карлу Густаву Маннергейму. 
Имея в распоряжении регулярную армию, обстрелянные войска, белофинны, естественно, очень быстро победили краснофиннов, совершили несколько актов массовых расправ, зафиксированных в истории как белофинский террор. Самое известное место сейчас тех печальных событий – поселок Иваново Ленинградской области (до 1948 года Маанселькя, Пирхоланмяки, фин. Maanselkä, Pirholanmäki), там был массовый расстрел отступающих в Россию краснофиннов. А ещё была, так называемая, «выборгская резня», когда русскоязычное население вывезли за пределы Выборга и уничтожили. 
Вторая война записана в историю 1922 года, когда Финляндия попыталась отторгнуть от РСФСР, погружённой в пучину Гражданской войны, Карелию и на полгода захватила город Олонец, переименовав его в Aunus. То есть из четырёх войн финны на нас нападали три раза, мы – один.

 Вернёмся к вопросу о возникновении идеи фильма

– На обратном пути из Финляндии в Петербург я всю дорогу думал о том, что накопленный опыт хождения по Карельскому перешейку, а мы с товарищами в течение нескольких лет ездили на места тех или иных боевых событий, знания о белых пятнах истории СССР, требуют выхода. Пришла идея сделать документальный фильм, но я понимал, что документальный фильм в современном мире не должен скатиться в формат исторической лекции, потому что его никто не будет смотреть, кроме 2-3 профессионалов-историков, и поэтому мы решили показать историю.

 Кто это мы?

– Автор идеи документального цикла – продюсер Сергей Почин, созданием фильма занималась телекомпания «ТЕЛЕИНВЕСТ». Мы с режиссёром Николаем Корнеевым решили показать советско-финский конфликт через судьбу двух полководцев, которые абсолютно друг на друга не похожи, но при этом имеют схожие черты. Первый – это Филипп Алябушев, уроженец Вятской губернии, парень от сохи, прошедший путь от солдата до генерала, в Первую мировую участвовал в Брусиловском прорыве, в 1930-е сыграл решающую роль в формировании профессиональной армии Китая, а его дивизия в феврале 1940 прорвала линию Маннергейма. 
Именно Алябушев составил ту логику прорыва эшелонированной обороны, которая позволила в кратчайшие сроки закончить зашедшую в тупик Зимнюю войну. Он лично доложил Сталину об опыте зимних наступательных операций, и этот доклад лёг в основу реформы Красной Армии 1940 года. Кстати, 22 июня 1941, его подразделение, единственное, перешло Буг и атаковало немецкие части на их берегу. Погиб в бою, выводя бойцов из окружения.
Второй герой – уроженец Петербурга, белый воротничок, банковский работник Константин Пядышев с хорошим образованием и знанием нескольких иностранных языков. Он не собирался становиться военным, но началась Первая мировая война, и его жизнь кардинально изменилась. 
Человек неимоверного мужества, прошёл путь от рядового до генерала и участвовал в штурме Выборга в 1940 году. В частности, пытался отойти от тактики Первой мировой, когда половина пехоты шла в лоб, и использовал обход, когда одно из подразделений шло по льду Выборгского залива. 
Его судьба печальна – погиб в лагерях по надуманному обвинению. Был женат на этнической финнке Ольге Хяттинен, в переписке с ней во время Зимней войны оказался излишне откровенен. Этим воспользовались, когда Пядышев, командуя Лужским оборонительным рубежом, который возводился летом 1941 года под его руководством, смог держать оборону только 40 дней. Его вызвали в Смольный якобы для награждения, а на самом деле – отправили в лагеря.
Оба полководца были вычеркнуты из историографии, потому что на память о начале войны и о репрессированных было наложено табу.
В документальном сериале «Забытый полководец» мы рассказываем обе истории. В них – хроника самой советско-финской войны, которая редко где используется. А между тем, в той войне воевала абсолютно другая армия, использовалось абсолютно другое вооружение, чем год спустя. Для любителей военной истории фотоархивы, которые мы используем, однозначно будут очень интересны. 
Нам удалось достать несколько уникальных фотографий и документов, которые ранее не публиковались. Например, когда проходил февральский штурм линии Маннергейма в 1940 году, у нас не было фототехники, которая работала бы в морозы. И солдаты рисовали линию противника карандашом. Мы достали из архивов эти рисунки. Они прекрасны во всем, в том числе, в грамматических ошибках, потому что их составляли малограмотные люди. Кроме того, постарались показать линию Маннергейма, как она выглядела тогда и как выглядит сейчас. 

Но главное, что есть в этих фильмах, – это война в лесах Карельского перешейка, которая не завершилась по сей день. Мы показали так называемые, «зубы дракона» – гранитные надолбы линии Маннергейма, ДОТы, хоть и взорванные, но вполне осязаемые, в лесах полно неразорвавшихся снарядов. Попытались эту атмосферу показать, потому что для съемочной группы – это был шок. Заходишь в лес рядом от магистрали, а там всё – как 80 лет назад: где-то лежит снаряд, где-то валяются гильзы, где-то взорванный ДОТ, а где-то – найденные поисковиками останки солдат. Для оператора и режиссёра это был другой мир, который и решили показать зрителю. Мы отошли от стандарта документального кино, использовали стендапы, комбинированную съёмку. Я думаю, что все эти режиссёрские ходы оправданы в современной документалистике. 

Мы ставили перед собой задачу помянуть полководцев и участников той маленькой победоносной войны. В обоих фильмах участвуют потомки участников Зимней войны, судьба которых перекликается с судьбой генералов. Попытались разрушить стереотипы. Что получилось – судить зрителю. 
Также в каждом фильме выступают три эксперта-практика: военный историк, специалист по истории стрелкового вооружения и фортификации ХХ века, директор выставочного комплекса «Сестрорецкий рубеж» Олег Бушко, военный историк, руководитель поискового объединения «Малая Охта» Виктор Юхневич, историк, директор Военного музея Карельского перешейка, специалист по истории советско-финляндских отношений Баир Иринчеев.

 Кто тебе помогал в разработке сценария, и как выглядят 25 минут фильма на бумаге?

– Никто не помогал, всё сложилось у меня в голове в результате опыта исторических экспедиций, который требовал выхода. Я написал сценарии за один вечер. И ещё остаётся слишком много информации. Так что, надеюсь, наш сериал на этих двух фильмах не остановится, ещё не раз обратимся к истории забытых полководцев XX века. А на бумаге 25 минут – это 8 страниц формата А3, 14 кеглем шрифта…

Беседовала Лилиана Глазова, «Конкретно.ру», фото из архива Михаила Калинина