Теперь это наш госпиталь…

Начальник Госпиталя для ветеранов войн Максим Кабанов отчитался перед руководителями общественных организаций ветеранов боевых действий о том, как профильное медучреждение боролось с пандемией – комбатанты выслушали и взялись за грабли.


Как-то повелось, что начальство обычно докладывает чинам вышестоящим. В случае с ГВВ – например, председателю городского комздрава или курирующему вице-губернатору. Однако на этот раз, пожалуй – впервые, руководство медучреждения держало ответ перед пациентами. К тому же – пациентами не самыми сговорчивыми: в ветеранском сообществе хватает горячих голов, хотя каждый год неумолимо сокращает ряды уже даже не тех, кто воевал в Великую Отечественную, а их внуков и правнуков, тоже хлебнувших ратного лиха.

В полевых условиях


После войны афганской, которая стала не только самой массовой за последние полвека, но и заставила государство признать, что в разных точках планеты в его интересах воевали как кадровые военные, так и солдаты-срочники, вооружённые конфликты пошли один за другим. Нет ничего удивительного – госпиталь, когда-то специально созданный для фронтовиков (а в этом мае он отметит своё 75-летие), вдруг стал заполняться ветеранами последующих поколений.

Сначала сюда с трудом попадали «афганцы». Затем, со временем, в палатах начали появляться пациенты, воевавшие на Северном Кавказе и Таджикистане, сейчас дошла очередь и до вернувшихся из Сирии.

Пандемия коронавируса заставила кардинально изменить привычную работу ГВВ. Достаточно вспомнить, что основная городская площадка для лечения горожан, заболевших в лёгкой и средней форме, была развернута в Ленэкспо именно силами госпитального персонала. Оказывать помощь пациентах приходилось практически в полевых условиях, когда совсем не до определённого комфорта, свойственного петербургским больницам в обычное время. 

Безусловно, общее состояние городской медицины, да и не только городской, далеко от идеального. Но инфекционная площадка в Ленэкспо, куда во вторую волну начали поступать и тяжелобольные люди, поначалу вообще мало походила на стандартное лечебное учреждение. Пациенты возмущались, персонал был измотан, строители по ходу устраняли недоделки, а по периметру располагались блокпосты Росгвардии, чтобы остановить самостийные посещения больных родственниками и друзьями.

Очевидно, что врачи и оборудование ГВВ, раскиданного сразу по нескольким адресам, перемещались в зависимости от загрузки и эпидемиологической обстановки с одной площадки на другую, было временно остановлено плановое обследование и лечение комбатантов. К выполнению своей основной задачи в госпитале возвращались поэтапно. Сегодня коронавирус лечат только в недавно возведённом здании-трансформере.

Вот и получилось, что в среде ветеранов боевых действий стали шириться критические высказывания в адрес руководства ГВВ – мол, госпиталь для нас или как? Почему не просто комбатанты, а даже инвалиды, теперь вынуждены на какие-то исследования или процедуры ездить не на основную площадку на Народной улице, а, например, на проспект Елизарова?

Собственно, эти критические высказывания и стали катализатором подготовки отчёта, который Максим Кабанов решил сделать, собрав руководителей наиболее многочисленных общественных организаций, большинство которых так или иначе взаимодействуют с госпиталем.

Погибли при исполнении


Если перейти к цифрам и фактам, наверное, самым главным будет то, что в инфекционной площадке Ленэкспо не умер ни один заболевший коронавирусом. По сравнению с этим все бытовые неудобства, не приспособленные под лечебные цели помещения, сбои в администрировании – вторичны.

Чтобы понять масштабы, которыми вынужден был оперировать госпиталь, – с начала второй волны по сегодняшний день количество пациентов превысило 17700 человек. Абсолютное большинство – заболевшие коронавирусом петербуржцы не из числа льготных категорий. Но вместе с тем – более тысячи жителей блокадного Ленинграда, полторы сотни ликвидаторов Чернобыля и 115 инвалидов и участников Великой Отечественной.

По комбатантам данные скромнее – 87 воинов-интернационалистов («афганцы» и советские военнослужащие из других горячих точек) и иных российских ветеранов боевых действий, а также 30 ветеранов контртеррористических операций на Северном Кавказе.

Шире выглядит статистика по современным ветеранам, если взять цифры за весь 2020-й и первый квартал текущего года. Тогда, соответственно, получается 331 и 96 комбатантов. Принять на лечение больше – помешал коронавирус. Впрочем, зараза не обошла и ветеранов, которым оказывалась медицинская помощь в ГВВ.

Надо признать, что инициатива Кабанова выйти на прямой разговор с лидерами ветеранского движения сказалась положительным результатом. Как минимум, присутствующие здесь же врачи услышали в свой адрес немало добрых слов от бывших и потенциальных пациентов – пересказывать их незачем. Врач и медсестра всегда пользовались особым уважением в воюющей армии.

Важно и то, что диалог с представителями общественных организаций – это установление обратной связи с профильным контингентом. А значит – возможность услышать о проблемных точках и скорректировать подходы к организации лечения комбатантов. Ведь критика по делу не бывает огульной.

Своё реальное отношение к ГВВ ветераны боевых действий выказали, выйдя на субботник вместе с госпитальным персоналом. Так было в прошлые годы, так случилось и сейчас. Но перед тем, как взяться за грабли, комбатанты минутой молчания почтили память медиков, погибших при исполнении служебных обязанностей в период пандемии.

Торжественная церемония прошла у главного входа в госпиталь. Рядом с ним установлена гранитная доска, на которой высечены пять фамилий. Они погибли на своей войне. Возможно – звучит пафосно. Только не для тех горожан, которых врачи и медсестры ГВВ спасли от страшной инфекции, кардинально изменившей мир.

По традиции на территории госпиталя снова высадили ели и липы. Скоро здесь появится и аллея сибирских кедров. Её предложили заложить в память о погибших медиках ветераны боевых действий. Так и говорят – на территории нашего госпиталя.

Кирилл Метелев, «Конкретно.ру», фото автора и предоставлено пресс-службой ГВВ