Все перемешалось в воспаленном мозгу…

Месяц назад на экраны российских кинотеатров вышел широко разрекламированный фильм «Позывной «Пассажир». Бюджет – 351 млн рублей, из которых 246,2 миллиона выделило государство на картину, снятую по книге Александра Проханова «Убийство городов», а ее иначе как сказкой не назовешь.


Патриоты и не такое стерпят?

Говорит писатель Проханов, конечно, красиво, но разве это повод снимать патриотический фильм по той каше, которая перемешалась в его воспаленном мозгу? За бюджетные деньги снято полтора часа штампов и шаблонов – болливуд отдыхает. По правдоподобности кинокартина явно уступает вышедшим ранее фильмам «Донбасс. Окраина» или «Солнцепек», произведенным не за государственный счет.

Начнем с того, что подразделение «Аврора» (куда попадает главный герой – модный московский писатель), если следовать историческим фактам, появилось гораздо позже – лишь как танковый батальон в период проведения СВО. И уж вовсе не в 2015 году, как утверждает экранная хронология. 

Тех, кто снимал эту поделку про события в Донбассе, не слишком интересовало, похоже, что каркасных домов, которые сносятся вражеским танком, здесь просто нет. Да и выдуманный батальон «Аврора» почему-то защищает в чистом поле шахты без единого террикона. Безусловно, жителям регионов России, не знакомым с добычей угля, такие мелочи в голову не придут. 

Дальше – больше. По селу и позициям ополченцев наносит авиаудары самолет, который, видимо, заблудился в воздухе после Вторых Минских соглашений или влетел в лето 2015 года методом телепортации из событий позапрошлого года. Зритель, по замыслу авторов фильма, должен преисполниться гневом по отношению к зверскому налету «наследников люфтваффе». Но вот после подписания соглашений в Минске и до начала СВО украинская сторона не использовала авиацию в ходе «антитеррористической операции». 

Точнее – использовала. Боевая авиация работала в небе до 5 сентября 2014 года, когда был подписан «Минский протокол», в котором предполагалось двухстороннее прекращение огня, предоставление особого порядка самоуправления отдельным районам Донбасса, освобождение заложников, амнистия и мониторинг ОБСЕ на украинско-российской границе. Бои возобновились в январе 2015 года, а на позиции ополченцев с воздуха проводились атаки только вертолетами с опознавательными знаками ООН. 

Видимо, Александр Проханов, когда писал свою книгу, перепутал начало войны за Новороссию и локальные тактические бои, которые происходили летом 2015 года с ограниченным использование артиллерии. А режиссер, снимая «Позывной «Пассажир», не придал этому значения.

Кстати, эпизод со сдачей украинского танкиста тоже перекочевал в действие фильма, вероятно, из 2014 года. Во время СВО противник сдавался в плен на танках, у которых были заварены люки.


Деньги на неизвестную «дугу»

Апофеозом кинокартины стала танковая атака ВСУ, напоминающая по своей грандиозности Курскую битву 1943 года. Масштабно снято. Почти как сражение на Курской дуге. Но скажем честно – таких танковых атак после освобождения Дебальцево и до начала СВО в реальности не происходило.

На территорию, контролируемую ополченцами, проникали украинские ДРГ, велись обстрелы городов Донбасса, подразделения ВСУ заходили в серую зону жабьими скачками – копали траншеи и окопы, перемещая свои позиции. Периодически досаждали боями местного значения. Активная фаза противостояния возобновилась только в феврале 2021 года под Горловкой, еще через полгода противник развернул наступление у Докучаевска, вскоре был вынужден отступить на прежние позиции, но стало понятно – приближается большая война.

И все-таки будем говорить про кино. Во время Великой Отечественной войны было снято огромное количество патриотических фильмов – «Два бойца», «Парень из нашего города», «Жди меня», «Она защищает Родину», «В 6 часов вечера после войны» и многие другие. Все они стали «Золотым фондом» советского кинематографа.

Не исключаю, что «Убийство городов» как аудиокнига сможет вызвать читательский интерес. Но основанный на ней фильм «Позывной «Пассажир» – это выкинутые бюджетные деньги на ветер.Хотя глядя на ту «клюкву», которую гоняют по телевизору, с возвращением в эфир артистов непонятной ориентации, наскоро посетивших Донбасс, мало чему стоит удивляться. Видимо, даже находясь в состоянии войны мы, к сожалению, живем в ситуации, где деньги решают все…

Александр Переверзев, «Конкретно.ру», фото из открытых источников