Слезы Победы

О чиновном беспределе, который не позволяет выполнить на территории Новгородской области указ Президента России по предоставлению жилья нуждающимся ветеранам Великой Отечественной войны, «Конкретно.ру» рассказывает военный журналист Александр Бирюков

Нина Васильевна Игнашева плачет прямо в телевизионную камеру: «Сколько я пережила! Сколько видела! Я до самого Берлина дошла с фашистами, воюя. А сейчас со своей властью воевать приходится…»

Причины ее слез, всю войну прошедшей в составе железнодорожных войск и не раз выводившей эшелоны из под огня, проста. То, что с произошло с ветераном Игнашевой в год 65-летия Великой Победы, иначе чем издевательством она назвать не может. Началось все с обещания Президента обеспечить всех нуждающихся ветеранов той страшной войны жильем. Первую обиду Нине Васильевне нанесли в родной Окуловской администрации.

«Я пришла в наш исполком. Дом-то старенький. Подала в 21 кабинет свое удостоверение молодой женщине, а она мне его бросила назад раздраженно. Говорит: сейчас в списках посмотрю. Посмотрела и сказала, чтобы я больше никого не беспокоила, а шла деньги на жилье ждать», – делится своим горем фронтовик. Ведь ей так и ответили, сколько надо ждать, посоветовав задавать такие вопросы руководству Кремля.

По словам Нины Васильевны, и раньше приходилось сталкиваться с таким необъяснимым бездушием чиновников, да вот все это появилось в так называемые новые времена. Может быть, потому что лет двадцать назад страна относилась к ветеранам совершенно по-другому?

Если сначала речь шла о бездушии отдельно взятого районного чиновника из 21 кабинета, то вскоре Нину Игнашеву обидели уже коллективно. 12 февраля она получила постановление администрации Окуловского городского поселения о включении в список нуждающихся в получении жилья и стала ждать. В июне, наконец, дождалась. Еще одного постановления… О лишении ветерана этого права.

Нина Васильевна сетует: «Они, когда проверку начали, один пожарный походил, посмотрел на проводку, поохал, а в подвал и на чердак, где трубы, подниматься не стал. Мол, и так все видно… А женщина и по дому-то особо ничего не смотрела… Я сперва так и не поняла, зачем они приезжали…»

Этот визит был повторным обследованием ее жилья межведомственной комиссии Окуловской городской администрацией Новгородской области. Повторным, потому что именно на первое обследование опиралась местная власть, когда включала ветерана в списки. А вот снимала уже, цитируем, «без объяснения причин». Как признается глава администрации Окуловского городского поселения, сначала в списки включили 72 ветерана, а потом 16 из них исключили.

В числе таких «неудачников» оказалась и наша героиня. Хотя обследовать жилье из семи членов комиссии приехали трое, да и то один из визитеров – шофер. Еще один поразительный момент. На обоих постановлениях местной администрации красуются печати, но вообще нет подписей. Ну, как тут чиновников к ответу привлечь? А вот подписи на актах обследования, по которым дому якобы не хватает нескольких процентов до ветхости, выглядят довольно странно – две поставлены набело, а остальные на бланках поставлены под копирку.

В дело включилась независимая экспертиза из Великого Новгорода. Ее заключение было однозначным – жилье ветхое и проживать в нем нельзя. Ведь по данным экспертов, на первый взгляд степень износа жилья этого ветерана составляет 67 процентов, при более подробном анализе речь может идти уже о 80 процентах…

Зимой дом Нины Игнашевой, площадью 43 квадратных метра, прогревается только до 11 градусов. В стенах щели, окна давно не открываются – перекосились, и из них тоже дует ветер. По словам местных чиновников, независимых экспертов не включили в комиссию, потому, что им нужно платить. Хотя сами эксперты утверждают, что для ветеранов готовы делать свою работу бесплатно.

И все объяснимо. Никакой выгоды от реализации президентского указа местная власть, как говорят нехотя чиновники, не имеет. Повторные комиссии проводятся в соответствии с требованиями прокуратуры. Ведь все деньги по сертификатам, а это порядка миллиона рублей на нуждающегося в жилье ветерана ВОВ, предоставляются самому ветерану. А именные сертификаты аккумулируются в комитете по ЖКХ Новгородской области. Возможно члены межведомственных комиссий сознают, что их побуждают поступать несправедливо. И проводя повторные оценки санитарно-технического состояния ветеранского жилья, стараются ставить подписи на бланках под копирку. Для подстраховки. Председатель комитета ЖКХ Новгородской области Ирина Николаева прямо предлагает ветеранам – при возникновении спорных ситуаций обращаться сразу «в область». Там помогут создать новую комиссию и, скорее всего, отменят решение той, что проводилась на местах. Этот путь избрали для себя порядка двадцати фронтовиков Великой Отечественной.

Не исключено, что по каким-то серым схемам ветеранские деньги идут не на их жилье. А пока по делу Нины Васильевны Игнашевой против нынешней власти решение суда ожидается 16 сентября. Несколько подобных исков рассматриваются уже в поселке Кулотно того же Окуловского района Новгородской области. На подходе – другие. Но вне зависимости, кто в них выиграет, власть уже проиграла. Ведь ситуация, когда солдаты Великой Победы плачут в год ее 65-летия от действия чиновников страны- победительницы – сволочная.

Пройдет всего несколько месяцев, и ветеранов станет еще меньше. Они все чаще и чаще переезжают на совершенно иные, отдельные и вечные квартиры. А на следующий День победы очередной чиновник или партийный функционер поднимется на трибуну и со лживой дрожью в голосе произнесет: «Мы перед вами в вечном долгу!» Вот уж, действительно, в вечном.

    Александр Бирюков, специально для «Конкретно.ру»