Юрий Федотов: «Россия имеет возможности по предотвращению терактов, но угроза всегда остаётся»…

В Санкт-Петербурге завершилось XV международное совещание руководителей спецслужб органов безопасности и правоохранительных органов иностранных государств – партнёров ФСБ России. На саммите, собравшем 100 делегаций из 63 стран и четырёх международных организаций – Евросоюза, ООН, СНГ и ШОС, обсуждалась совместная работа антитеррористических ведомств на открывающейся летней Олимпиаде-2016 в бразильском Рио-де-Жанейро, на футбольном мундиале в России, а также системные усилия по противодействию смертникам. В числе тех, кто обсуждал злободневные вопросы по борьбе с мировым злом, был заместитель Генерального секретаря ООН, исполнительный директор Управления ООН по наркотикам и преступности Юрий Федотов.

В зале Президентской библиотеки им. Ельцина – ряды флагштоков с официальными государственными символами стран-участниц совещания. Среди них нет звёздно-полосатого флага, хотя именно после атаки 11 сентября 2001 года на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке была единогласно принята резолюция Совета безопасности ООН, учредившая контртеррористический комитет. Этот международный орган должен контролировать то, как международное сообщество совместно противостоит терроризму, преследует тех, кто финансирует боевиков, и не предоставляет убежища, помощи или поддержки лицам, замешанным в насильственных актах.

Иными словами, ставить заслон от террора – это задача не только оперативных подразделений и спецназа, но и дипломатов. Тем более таких, как сегодняшний собеседник АН «Оперативное прикрытие». Юрий Федотов работал в советских посольствах в Алжире и Индии. Представлял интересы России в ООН, был заместителем министра иностранных дел РФ. Затем несколько лет занимал пост Чрезвычайного и полномочного посла России в Великобритании. С осени 2010 года – возглавляет Управление ООН по наркотикам и преступности.

Для России наркотики и терроризм – понятия практически тождественные. Первые профессиональные боевики пришли к нам из соседнего Афганистана. Там, за Пянджем, находились лагеря по подготовке тех, кто сначала воевал с советскими солдатами, а затем стал с оружием в руках сопровождать караваны с наркотиками в Таджикистан, вступая в вооружённые стычки с российскими пограничниками и военнослужащими 201-й мотострелковой дивизии. По караванным тропам расползалась у Памира гражданская война – исламисты резали мусульман. А подготовленные боевики уже подбирались к Северному Кавказу. На барыши, которые были выручены от продажи наркотиков, велись полномасштабные боевые действия.

Считает ли Юрий Федотов, что сегодня, когда, по словам директора ФСБ Александра Бортникова, практически уничтожено бандподполье, Россия является территорией, где можно укрыться от террористических атак?

– Не хотел бы сглазить. Потому что, к сожалению, мир настолько глобален, настолько всё близко сейчас, что ни одна страна не может иметь иммунитет от проявлений терроризма. Конечно, в том числе благодаря тому тяжёлому опыту, который был накоплен в 90-е годы, Россия имеет возможности по предотвращению терактов, которыми не располагают другие страны. Тем не менее, угроза всегда была, будет и остаётся.

Я рад, что мне довелось участвовать в работе этой конференции, направленной на консолидацию международных усилий по борьбе с терроризмом. Это совещание является весьма своевременном в контексте угроз, которые растут изо дня в день. Ленты информационных агентств переполнены сообщениями о совершении террористических актов разного масштаба. Сегодняшний форум своевременен и с точки зрения Организации Объединенных Наций, которую я здесь представляю, поскольку недавно Генеральная ассамблея ООН приняла важную резолюцию – новое прочтение глобальной контртеррористической стратегии. Существует программа по оказанию содействия государствам в борьбе с иностранными боевиками, террористами. Её составной частью является содействие в выдаче боевиков тем странам, в отношении которых были совершены теракты.

Нет сомнений в том, что необходимо более тесное международное сотрудничество и обмен данными, информацией, и внимательное отношение при этом к данной информации. Да, действительно, в результате политических, а также военных действий, база Исламского государства (ИГ, запрещена в РФ) существенно сужается. Иностранные боевики начинают возвращаться, какая-то часть из них раскаиваются, но это далеко не все, и большинство сохраняет возможность совершения терактов. И мы это видим. Поэтому обмен информацией, разведданными имеет огромное значение.

Надеюсь, что встреча в Санкт-Петербурге внесёт серьёзный, существенный вклад в консолидацию международного сотрудничества по противодействию терроризму и насильственному экстремизму.

 

        Кирилл Метелев, «Конкретно.ру», фото izvestiacontent.ru и автора