В одну воронку...

Несколько недель назад прокуратура Петербурга получила пренеприятный сюрприз. Таинственным образом исчез один из томов уголовного дела 25-летнего Руслана Беликова, когда тот знакомился с материалами в преддверии суда. Пропал злополучный 10-й том, в котором содержались собственноручные признания Беликова в совершенных преступлениях.
Знакомить обвиняемого с материалами уголовного дела, по идее, должен был следователь прокуратуры Сергей Владимиров, но из-за нехватки следователей (такова официальная версия) его представлял в кабинете Крестов милиционер из Фрунзенского РУВД. Совпадение просто потрясающее – как говорят, тот же самый Сергей Владимиров должен был знакомить с материалами и Артура Гудкова, одного из обвиняемых по делу об убийстве депутата петербургского Законодательного собрания Виктора Новоселова. Правда, там ознакомление проходило в следственном изоляторе ФСБ, и присутствовал при этом тоже не следователь прокуратуры, а сотрудник ОМОНа. И тоже пропал таинственным образом 10-й том, и, что характерно, с собственноручными признаниями Гудкова в совершенных преступлениях. Останки труда следователей обнаружили в канализационном коллекторе изолятора ФСБ, потом, к счастью, большую часть удалось восстановить – практически все материалы пропавшего тома были предусмотрительно ксерокопированы по выделенному из производства делу скрывшихся подельников Гудкова – Малыша и Чванова. Артура Гудкова решением мирового суда оштрафовали за это на 60 тысяч рублей.
Однако в случае с Русланом Беликовым вряд ли можно говорить о спасении хотя бы части материалов. В Крестах, построенных больше ста лет назад, никакого коллектора нет – все, что попадает в канализацию следственного изолятора, через две трубы без задержек вытекает прямо в Неву, в том самом месте, где напротив Крестов обычно стоят с удочками рыбаки – любители невской рыбки.
Как же произошла подмена 10-го тома на «куклу»? По слухам, Беликов в какой-то момент остался один: милиционер, который должен был наблюдать, как идет ознакомление, вышел покурить в коридор – такие нарушения инструкции порой случаются. Адвокат, назначенная Беликову в порядке бесплатной защиты за счет государства, отлучилась в соседний кабинет – к своему подзащитному по другому уголовному делу (его она защищает за деньги, по соглашению). Один Беликов пробыл в кабинете совсем недолго, он самостоятельно вернулся в камеру, сообщив контролеру, что работа с ним на сегодня уже закончена и показав ему соответствующий талон.
Когда милиционер вернулся в следственный кабинет, то обнаружил, что том, который читал Беликов, на месте. Но был таким же только внешне: картонная обложка и несколько первых страниц, содержащих опись документов и график ознакомления обвиняемого с материалами дела (как потом выяснилось, это была мастерская копия). Все остальное – совершенно пустые страницы, «кукла».
Куда делся оригинал – неизвестно: либо был подброшен в камеру к кому-то из соседей Беликова, либо уничтожен. Как бы то ни было, обыск в его камере ничего не дал.
Похоже, что к похищению тома Беликов готовился долго – в надежде, что подобный финт облегчит судебные перспективы дела, – с собственноручными признаниями ему грозит пожизненное заключение, а так от показаний можно будет откреститься.
В чем же обвиняется Беликов, что всерьез рассматривает и боится перспективы пожизненного заключения?
В ночь на 14 ноября 2000 года во Фрунзенском районе Петербурга у торгового комплекса «Балканский» был расстрелян старшина ГИБДД Дмитрий Смирнов. Одного из предполагаемых преступников, Михаила Кирпичева, удалось задержать спустя несколько часов после убийства. Второго – Руслана Беликова – объявили в розыск и спустя ровно месяц задержали в Ижевске. Оба, и Кирпичев, и Беликов – недоучившиеся курсанты одного из питерских военных училищ. Кроме убийства сотрудника милиции их обвиняют в разбойном нападении с угоном «мерседеса» и покушении на убийство хозяина этого самого автомобиля. Милиционеры остановили «мерседес» для рутинной проверки документов, один из пассажиров вышел к ним навстречу, а из салона прозвучали выстрелы. Следствие полагает, что открыл огонь именно Беликов. Началась перестрелка, Смирнов был убит, а сидевшим в машине удалось скрыться, хотя «мерседес» и получил несколько пулевых пробоин.
Автомобиль бросили через пару кварталов. Михаила Кирпичева спустя час задержали в кафе на той же Балканской площади. Беликова, в конечном итоге, задержали в Ижевске. Еще в тамошнем следственном изоляторе, ожидая этапирования в Петербург, он, по слухам, напал на местного следователя. Возможно, повторения такого нападения и боялся Владимиров, перепоручая свои обязанности сотруднику Фрунзенского РУВД. А может быть, действительно, следователей на всех обвиняемых не хватает.