Грязная птица

<z>Кто тут «заливает»?</z>
В Санкт-Петербурге существует несколько крупных компаний, занимающихся перевалкой нефтепродуктов с берега на суда. На предназначенных для этой цели терминалах и причалах должны соблюдаться все предписанные нормативами и правилами нормы безопасности. За этим с чрезвычайным пристрастием следят множество контролирующих организаций, и, если в результате экстремальных обстоятельств или поломки оборудования разлив все-таки происходит, он быстро локализуется, а его последствия устраняются.
Проблема с нефтеразливами резко обострилась около года назад, когда было отменено лицензирование деятельности по заправке судов топливом (бункеровке). Начиная с этой минуты любая фирма, имеющая лицензию на материально-техническое снабжение, может заняться бункеровкой. Для этого нужен танкер и пирс, к которому может подойти мазутовоз. Естественно, подобные компании арендуют суда и причалы на короткое время, не утруждая себя заботой о безопасности и страховке, что приводит к постоянным проливам нефти и мазута. При этом затраты – минимальны, а прибыли исчисляются сотнями тысяч долларов. Но для «серых» главное – снять бабки. А дальше не их дело.
Так, в частности, произошло и с «Гагой». Как уже было упомянуто выше, затонула она у причала завода Северная верфь. Имеют ли они соответствующее оборудование – не знает никто, поскольку к портовым сооружениям не относятся, о чем свидетельствует письмо капитана морского порта Санкт-Петербурга. Невольно возникает предположение, что, базируя свои суда вдали от надзирающего ока, «Орлан-Эко» преследовал цель скрыть реально проводимые операции.
Кстати, образованная в 1996 году компания свою бункеровочную деятельность особо не рекламирует, больше упирая на помощь ледоколу «Красин» и прочие общественно-полезные, в том числе и экологические, мероприятия. Очевидцы же утверждают, что место, где стоят суда компании, всегда считалось самым грязным на Северной верфи. Да и та же «Гага» для бункеровки официально предназначена не была. Однако, по мнению экспертов, к моменту аварии на барже (1951 года постройки!) было слишком много мазута для режима накопления. Остается предположить, что «Гага» втихую занималась бункеровкой.
<z>Не маленькая и не гордая птичка?</z>
Выше уже упоминалось о том, что бизнес «подпольных» бункеровщиков имеет невиданную рентабельность. Понятно, что в отличие от своих легальных коллег они имеют возможность выделять десятки тысяч долларов на «работу» с административным аппаратом. Отметим – на персональную «работу». Государство же как таковое от миллионных «серых» оборотов не получает ничего.
Если это действительно так, тогда понятно, почему только сейчас, спустя полгода, Балтийская спецморинспекция подала в Арбитражный суд на компанию «Орлан-Эко», чтобы возместить экологические убытки. В телефонном разговоре Валерий Зайцев, начальник спецморинспекции, пояснил, что они и так предприняли данный шаг «на свой страх и риск». До этого времени ни одна из фискальных инстанций не рисковала принять решение – виновен «Орлан-Эко» в аварии или нет.
«Нерешительность» инспекторов может объясняться и другим. Все предыдущие попытки воздействовать на фирму через Арбитражный суд заканчивались ничем. Так накрылась медным тазом попытка капитана порта Санкт-Петербург своим распоряжением запретить судам «Орлана» подход к месту постоянного базирования.
Если нынешнее судебное разбирательство окажется успешным для истца, то, по предварительным оценкам, штраф должен составить около 360 миллионов рублей. К примеру, за аварию сухогруза «Каунас» у Литейного моста штраф составил 6,7 миллиона рублей за вылитые максимум 30 тонн топлива. В Германии за пролив на «Гаге» взяли бы около 25 миллионов долларов. Но у нас страна бедная, поэтому и расценки другие. И окупить их подпольным бизнесом можно, не напрягаясь.
Кроме того, ГУП «Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти» (ПиЛАРН) подал иск к «Орлан-Эко» по оплате производственных работ в размере 5 миллионов 200 тысяч рублей. Однако ответчик подал встречный иск, пытаясь признать договор с ГУПом недействительным. И это несмотря на то, что в момент аварии «Орлан» быстренько внес предоплату за работу в размере 300 тысяч рублей – только чтобы они начались. Наверное, чтобы не шумели особо.
Встречный иск был рассмотрен в минувший понедельник и отклонен. Более того, по словам представителей ПиЛАРН, руководство компании «Орлан-Эко» подменило первый лист договора, где фантастически занизили расценки за очистные работы. Дошло до смешного: по «новому» договору ПиЛАР сам должен «маленькой птичке» 400 тысяч. В данный момент должен рассматриваться иск ГУПа к «Орлану», и, похоже, что на сей раз компания склонна решить дело полюбовно. Хотя в морских кругах ее репутация уже испорчена безнадежно.
В данный момент суд наложил арест на два «орлановских» танкера-бункеровщика «Гогланд» и «Сескар». Знающие люди намекают, будто после этих неприятностей между учредителями «Орлана» пробежала черная кошка и якобы двое из них, пользующиеся в среде портовиков уважением, решили отойти от проблемного бизнеса.
По оценкам специалистов, сегодня в результате деятельности подобных «Орлану» фирм концентрация нефтепродуктов в Неве превышает предельно допустимую более чем в 15 раз. И эта цифра имеет тенденцию к росту. Едва ли не основная причина этого – увеличение числа «серых бункеровщиков» и аварий, подобных случившейся на «Гаге». И если в ближайшее время мы не начнем тачать сапоги у сапожника, печь пироги у пирожника, а нефть заправлять на специально оборудованных для этого терминалах и перевозить на отвечающих всем требованиям судах, то в глазах наших потомков берега Невы будут выглядеть, как пейзаж Зоны из повести «Пикник на обочине».