"Новости малого бизнеса": «Позади планеты всей»

Опыт запрета на пополнение неидентифицированных кошельков через терминалы или салоны связи в Беларуси признан неудачным и отменяется. А в России вводится – срочно и без обсуждения с профессионалами. Рынок поставили перед фактом.

Законодательные новации, предусматривающие запрет на пополнение неидентифицированных кошельков через платежные терминалы или салоны сотовой связи, отрицательно скажутся на целях по повышению доступности финансовых услуг и снизят конкуренцию на рынке. Об этом заявляют в Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов «АЭД».
Поправки в закон о национальной платежной системе были одобрены Советом Федерации 26 июля. По ним обладатели анонимных электронных кошельков систем «Яндекс.Деньги», «QIWI Кошелек», WebMoney, PayPal, VK Pay и других не смогут пополнять их наличными через платежные терминалы и офисы операторов сотовой связи, а только через банковский счет. Раньше такого требования в законе не содержалось, и это позволяло физлицам пополнять кошельки наличными без предоставления документов. Поправки еще должен утвердить президент Владимир Путин. Новые правила вступят в силу после официального опубликования.
Как пояснили корреспонденту «Новостей малого бизнеса» в Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов «АЭД», по их оценке, изменения затронут права десятков миллионов клиентов. В последние годы регулятор и отрасль сформировали отлаженные механизмы для обсуждения изменений в регулировании, в том числе подробно и всесторонне обсуждались проблемы и пути развития идентификации платежных инструментов. К сожалению, причины такого существенного изменения законодательства в обход этих механизмов и, особенно, необходимости такого срочного решения остались непонятными для участников этого процесса. В связи с этим в отрасли крайне обеспокоены тем, что предложенные поправки не прошли даже базовые стадии общественного обсуждения. Ограничительные положения были внесены в рамках второго чтения в непрофильный законопроект по регулированию иностранных платежных систем и приняты в течение нескольких дней. У отрасли не было возможности не только проанализировать изменения, но и должным образом на них отреагировать. Не были представлены и аргументы, которые бы обосновали подобные ограничения и срочность внесения.
Сейчас в системах электронных денег ежегодно совершается более 2 миллиардов операций на сумму более 1,7 триллионов рублей. Это очень востребованный платежный сервис, пользовательская база электронных кошельков как в России, так и во всем мире, продолжает расти. По мнению «АЭД», негативные эффекты от принятых поправок ощутят более 10 миллионов потребителей. Изменения также отрицательно скажутся на стратегических целях Банка России по повышению конкуренции, доступности финансовых услуг, безналичного оборота.
Участники рынка считают, что функционал неперсонифицированных электронных кошельков в последние годы уже существенно ограничен: их нельзя использовать для платежей за рубеж, переводов другим физическим лицам. С неидентифицированного кошелька нельзя снять деньги в наличной форме. Все ключевые риски уже минимизированы и ограничения на пополнения этих инструментов не окажет какого-то положительного влияния. Введение аналогичных запретов в Республике Беларусь в 2015 году показало отрицательное влияние на финансовую доступность и инновационный потенциал, не привело к решению каких-то практических задач, и в данный момент Национальный банк Белоруссии планирует до конца года вновь разрешить использование неидентифицированных электронных кошельков.
Национальной оценкой риска финансирования терроризма предусмотрено, что Российская Федерация, в целях минимизации рисков привлечения средств в сети Интернет, предусмотрит возможность блокировки платежных инструментов и запретит выдачу наличных с неперсоницифированных электронных средств платежа. Обе эти задачи уже выполнены, что существенно снизило соответствующие риски. Запрет на пополнение неперсонифицированных электронных средств платежа без открытия банковского счета в национальной оценке риска не упоминается.